Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́И

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 181-182

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РА́И (от не­паль­ско­го рай – царь), объ­еди­не­ние ти­бе­то-бирм. на­ро­дов груп­пы ки­ра­тов в юж. от­ро­гах Ги­ма­ла­ев в Вост. Непа­ле (зо­ны Джа­нак­пур, Са­гар­мат­ха, Ко­си и Ме­чи) и на юге шта­та Сик­ким в Сев.-Вост. Ин­дии. Чис­лен­ность в Не­па­ле 620 тыс. чел. (2011, пе­ре­пись), в Ин­дии 14,4 тыс. чел. (2001, пе­ре­пись). Го­во­рят на язы­ках зап. (бас­сейн р. Дудх-Ко­си: сун­вар, ду­ми, тху­лунг, кха­линг, ба­хинг, дже­рунг, ти­лунг, вам­бу­ле, кои, ваю), центр. (бан­та­ва, чам­линг, дунг­ма­ли, пу­ма, сам­панг, на­че­ринг, саам, чук­ва, ку­лунг) и вост. (ле­во­бе­ре­жья ни­зовь­ев рек Сун-Ко­си и Та­мур: юж. и сев. ямп­ху, пхан­гду­ва­ли, му­га­ли, ат­хпа­рия, бел­ха­рия, чху­лунг, чхин­танг, пу­ма, вост. и зап. ме­ва­ханг, ло­хо­рунг) групп вет­ви ки­ран­ти ги­ма­лай­ских язы­ков; на не­ко­то­рых язы­ках име­ет­ся пись­мен­ность на ос­но­ве си­рид­жан­ги и де­ва­на­га­ри. Рас­про­стра­нён так­же не­паль­ский яз. В осн. при­дер­жи­ва­ют­ся син­кре­тич. куль­та ки­рат-мунд­хум, рас­про­стра­не­ны так­же ин­ду­изм, хри­сти­ан­ст­во.

Раи. Жрец. Фото Saran Chamling

Пред­ки Р., как и др. ки­рат­ских на­родов, про­ник­шие в Не­пал с вос­то­ка, пред­став­ля­ли древ­ней­шую вол­ну ти­бе­то-бирм. ми­гра­ции. Слу­жи­ли в ар­ми­ях кня­жеств Вост. Не­па­ла. Кла­ны де­лят­ся на эк­зо­гам­ные ли­нид­жи по 7 по­ко­ле­ний; ка­ж­дый клан име­ет свою тер­ри­то­рию и язык. До сер. 20 в. со­хра­ня­ли при­ви­ле­ги­ров. пра­ва на зем­лю (ки­пат) и власть глав ли­нид­жей (раи). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов при­ги­ма­лай­ских об­лас­тей Юж. Азии. Осн. празд­ник – Са­ке­ла (Са­кен­ва) в честь ми­фич. ро­до­на­чаль­ни­ков ки­ра­тов Па­ру­хан­га и Сум­ни­мы, от­ме­ча­ет­ся два­ж­ды в го­ду (в ап­ре­ле – мае и но­яб­ре – де­каб­ре); ри­туа­лом ру­ко­во­дят жре­цы на­кчхонг. Су­ще­ст­ву­ют ша­ма­ны (се­ле­ме, бид­жу­ва). Мн. Р. слу­жат в гуркх­ских во­ен. фор­ми­ро­ва­ни­ях (см. Гуркхи).

Вернуться к началу