БАРА́БИНЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАРА́БИНЦЫ (барабинские татары, тюрки Барабы, самоназвание – бараба, барама), тюркский народ (или группа в составе татар сибирских) в центр. Обско-Иртышском междуречье (Барабинская низменность) в Барабинском, Венгеровском, Усть-Таркском, Чановском, Куйбышевском, Каргатском, Убинском, Кыштовском, Северном районах Новосибирской обл. Численность по переписи 1926 – 7,5 ты. чел., в последующих переписях не учитывались. Современная численность до 8 тыс. чел. (2010). Выделяются барабинско-турашская, теренинско-чойская и любейско-тунусская группы. Говорят на барабинском диалекте сибирско-татарского языка, занимающем обособленное положение среди сев.-зап. тюркских языков, по мн. признакам сближаясь с сев.-вост. тюркскими языками. Младшие поколения говорят в осн. на рус. языке. Преобладает уральская раса (по др. классификациям – обь-иртышский тип зап.-сибирской расы). Верующие – мусульмане-сунниты.
Б. сформировались на основе субстрата – носителей уральских языков – и переселявшихся с юга, начиная с 8 в. (падение Тюркского каганата), тюркских, южносамодийских, енисейских и, вероятно, монг. элементов. С первым компонентом связаны элементы северной рыболовческо-охотничьей культуры (развитие запорного рыболовства, заготовка рыбы впрок, лодки-долблёнки, остроголовые идолы-курчак, хранившиеся в доме или в лесных постройках-«амбарчиках», приёмы орнаментации бересты и др.); со вторым – южносибирской охотничье-коневодческой культуры (развитие металлургии железа, волокуши и др.). На юге, в степной зоне, известно разведение мелкого рогатого скота; скотоводство в лесостепи и степи дополняется земледелием. Завершение формирования Б. относится к кон. 17 – нач. 18 вв. В отличие от большинства тюркоязычных народов Зап. Сибири, Б. до 18 в. практиковали шаманизм. Ныне сохраняются родств. объединения-тугумы, традиц. типы лыж, лодок, промысловая обувь (царык, чарых, сапоги-итек), женский костюм: платье (килек, кульмек), бархатная или шёлковая безрукавка (камсул, камсол), жакет (бешмет, пишмет), накосные звенящие подвески (чулпа, цолпу) и др.
В традиционной устной культуре важное место занимают лирические и семейные обрядовые песни (ер); различаются долгие песни (озын ер), короткие (кыска ер), свадебные (той ер) и др. Значит. место принадлежит жанрам, связанным с мусульм. обрядностью: напевному чтению Корана, молитвам (азан). В эпич. сказаниях-дастанах («Кузы Курпе», «Буз Егет» и др.) речь чередуется с пением. Популярны баиты – повествования о драматич. событиях жизни. Наиболее популярный фольклорный сюжет – борьба татарских богатырей против «белого» (русского) царя или, напротив, в союзе с русскими против набегов степных кочевников; рассказы о лесной хозяйке-бичен. Из муз. инструментов наиболее распространены бубен (тюнгур), заимствованные гармоника и баян, изредка встречаются металлич. варган (конгуз), смычковый инструмент (кычак), продольная флейта (курай), цитра (ятаган).