КИСТИ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИСТИ́НЫ (кисты, кистинцы; самоназвание – кистойн; груз. кистеби; гурджиехар нохчий – «грузинские чеченцы», гурджиехар вайнах – «грузинские вайнахи»), группа вайнахов на северо-востоке Грузии. Живут в Панкисском ущелье в верховьях реки Алазани (Ахметский муниципалитет, край Кахети), центр – село Дуиси. Численность 7,1 тыс. чел. (2002, перепись). Говорят на грузинском языке и на кистинском диалекте чеченского языка. Преподавание в школах – на грузинском языке. В основном мусульмане-сунниты, сохраняются отдельные следы христианства и язычества.
К. – потомки чеченцев и ингушей, переселившихся в Грузию в 19 в., среди которых, по преданиям, были выходцы из Галанчожского района Чечни – эрстхоевцы, майстинцы, мелхинцы (сёла Дуиси, Джоколо), т. н. горные аккинцы (село Шуа-Халацани), из Итум-Калинского района – хильдихароевцы (село Дзибахеви/Зибакхи). В 19 в. происходила насильственная христианизация К. В кон. 19 – нач. 20 вв. под влиянием проповедников из Чечни, Дагестана, Азербайджана усилилось влияние ислама суннитского толка. Исламизация завершилась в 1920-е гг. Традиционная культура сходна с чеченской, отличается сохранением некоторых архаичных черт (напр., терминология родства). Испытали влияние грузинской культуры (так, традиционно было развито виноделие). Многие кистинские фамилии имеют грузинизированную форму (Албуташвили, Дуишвили, Маргошвили, Хангошвили и т. п.). Сохраняется деление на тейпы. В кон. 20 в. кистинская община увеличилась за счёт беженцев из Чечни и заселила также бывшие осетинские сёла Думастури, Квемо-Халацани и Цинубани, оставленные после грузино-осетинского конфликта в нач. 1990-х гг.