КРЯ́ШЕ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЯ́ШЕ́НЫ, (крещены, крещёные татары, самоназвание – керэшен), этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар. В кон. 20 в. среди кряшенской интеллигенции усилилось стремление к отделению К. от татар-мусульман. Численность 34,8 тыс. чел., ещё 8,1 тыс. чел. насчитывают нагайбаки (2010, перепись). Живут в осн. на северо-востоке и востоке Татарстана (30 тыс. чел.), северо-западе Башкирии (3,8 тыс.чел., в осн. в Бакалинском р-не), юго-западе Удмуртии (482 чел., в осн. в Алнашском, Граховском и Кизнерском р-нах) и в Кировской обл. (82 чел.); нагайбаки живут в осн. в Челябинской обл. (7,7 тыс. чел.). Говорят на говорах (заказанском, чистопольском, К. Нижнего Прикамья, нагайбаков) ср. диалекта и молькеевском говоре зап. диалекта татарского яз. Их отличает меньшее количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичной лексики; используется алфавит Н. И. Ильминского. 92 % владеют рус.яз. Среди К. (особенно у елабужской группы) прослеживался высокий процент светлых европеоидов (до 52 %) и сублапоноидов (до 37 %). Верующие – православные.
Ядро К. (т. н. старокрещёные) сложилось в процессе христианизации части татар Поволжья во 2-й пол. 16 – 17 вв. К нач. 18 в. их насчитывалось ок. 17 тыс. чел. Татары, крещённые в 1-й пол. 18 в. (особенно в 1740-е гг.), составили группу т. н. новокрещёных татар. К 1762 их численность составляла св. 30 тыс. чел. С кон. 18 в., особенно в 1860-е гг. и в 1905–07, значит. часть новокрещёных вновь обратилась в ислам. В 1860-е гг. появились школы, обучающие К. на основе алфавита Ильминского. Возникает кряшенская интеллигенция. Требования нац.-культурной автономии К. усилились после 1917. Назв. «К.» впервые попало в документы переписи 1920. Создавались кряшенские секции при органах власти, сельсоветы, школы и педагогич. техникум, изд-во «Центркряшиздат», с мая 1917 выходила газ. «Кряшен». В 1920 в Казани состоялся Всерос. съезд К. Однако в 1922 была организована спец. комиссия по проблеме К., призванная способствовать слиянию К. с осн. массой татар. Преподавание было переведено на араб. графику. По переписи 1926, насчитывалось 101,4 тыс. чел. К. и 11,2 тыс. нагайбаков. В кон. 20 в. наметилась тенденция к росту самосознания К. Возникло «Этнографическое культурно-просветительское объединение кряшен». В 1999 создан Межрегиональный союз национально-культурных объединений кряшен (с центром в Набережных Челнах), борющийся за признание их самостоят. народом.
В состав К. вливались новокрещёные представители разл. этнических групп, и в их культуре выделяются ногайско-кыпчакский, удмуртский, мордовский, марийский, чувашский и мишарский элементы. Делились на этнографич. группы: К. казанско-тат. группы жили в Казанском, Лаишевском и Мамадышском уездах Казанской губ., Малмыжском у. Вятской губ., Самарской и Уфимской губерниях; молькеевские К. – в Тетюшском и Цивильском уездах Казанской губ.; чистопольские К. – в Чистопольском и Спасском уездах Казанской губ.; елабужские К. – в Елабужском у. Вятской губ.; нагайбаки – в Верхнеуральском и Троицком уездах Оренбургской губернии.
Осн. занятия – пашенное земледелие и животноводство. Двор, под рус. влиянием, имел глаголе- или покоеобразную планировку. Жилище было одно- или двухэтажным, двух- (с избой – ой и сенями – ой алды) или трёхкамерным (изба – сени – клеть или изба – сени – изба; одна изба «чёрная», кара ой, другая – «белая», ак ой, обе – с печью с котлом). Изба имела сев.-среднерусскую планировку с печью у входа устьем к передней стене и красным углом (кояш почмак, тэре). У передней стены располагалось на нарах (сэке) почётное место (тур); особенность кряшенской избы составляли лавка (ян сэке) вдоль боковой стены и полати (сундэрэ) над дверью. Ворота, наличники, углы дома украшали рельефной резьбой (геометрич. и зооморфные мотивы).
В традиц. костюме сохраняются архаич. черты (напр., девичий белый вязанный из хлопчатобумажных нитей головной убор ак калфак), прослеживается влияние русских (напр., мужская рубаха-косоворотка, подпоясанная шерстяным узорным поясом азяр), чувашей (напр., девичья монетная шлемообразная шапочка такъя и женская шапочка кашпау у молькеевских К.), марийцев, удмуртов. Замужние женщины носили составной головной убор (суряке); сверху повязывали платок, старшие женщины – повязку в виде тюрбана (ак яулык), елабужские К. – монетную повязку (мангай тянкясе). Носили большое количество монетных украшений.
У К. дольше, чем у др. групп татар, сохранились древние обряды, верования, обрядовая поэзия и фольклор. Практиковались жертвоприношения духам-покровителям (киреметям). На Святки (Нардуган) устраивали подворные обходы ряженых, гадания, молодёжные игрища, на Масленицу (Май бяйряме – «праздник масла») – катание в санях и с гор, на 2-й день Пасхи – обряды общетатарского Сабантуя (подворный сбор крашеных яиц, угощение кашей – бярмянчек боткасы, состязания на майдане – сурян, шыйлык), на Троицу (Тройча, Тручин, Япрак бяйряме) или Петров день (Питрау) – поминки и обряды Джиена (гостевания, молодёжные игрища и др.); с Пасхи до Петрова дня молодёжь устраивала хороводы.
Устное творчество. В жанровой системе фольклора значит. место занимают календарные и семейные обрядовые песни. Сохранились приуроченные к Святкам, Масленице, Троице, Петрову дню и др. праздникам архаичные обрядовые напевы (Нардуган кое, Май кое, Тройсын кое, Питрау кое и др.). Формульные напевы календарных песен исполняются, как правило, многоголосно (гетерофонно). Во время ежевечерних хороводов весенне-летнего периода (от Троицы до Петрова дня) пелись хороводные песни. Семейно-обрядовый фольклор включает песни свадебные [песни роднящихся семей, песня на увод невесты из родительского дома (кыз елату), застольные, плач невесты (у молькеевских К.)] и гостевые. Ладовая основа – пентатоника, среди календарных напевов встречаются и др. звукоряды; в рекрутских песнях (никрут кое) наряду с пентатоникой встречается минор. Неприуроченные песни – протяжные лирические с припевами, также гетерофонные. Стилистика обрядовых напевов К. близка традиц. напевам низовых чувашей, вост. мари, юж. удмуртов. К. исполняют и тат. песни – как традиционные, так и современные. В с. Зюри Мамадышского р-на Республики Татарстан с 1999 проводится республиканский праздник традиц. культуры К. – «Питрау кэн» («Петров день»).