ПА́ЭС
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ЭС (самоназвания – nasa, nasa yuwe), индейский народ на юго-западе Колумбии. Живут в верховьях р. Каука, на юге Центр. Кордильеры (деп-ты Каука и Уила). Численность оценивается от 60 до 140 тыс. чел. (2012). Говорят на изолиров. яз. паэс (по др. версии, относящемся к макрочибчанским языкам) с диалектами питайо и паникита; преподаётся в некоторых школах, на нём ведутся богослужения и радиопрограммы, письменность на основе лат. графики. Ок. 75% П. говорят также или исключительно по-испански. Верующие – католики и протестанты, имеются приверженцы синкретич. мессианистских культов.
Традиц. культура до прихода испанцев малоизучена. Делились на северную (верховья р. Паэс – бассейн р. Морас), южную (низовья р. Паэс – бассейн р. Ульюкос) и западную (зап. склоны Центр. Кордильеры) группы. Существовали вождества. До сер. 16 в. оказывали воен. сопротивление испанцам. Враждовали с гуамбиано. Были известны человеческие жертвоприношения. Первые католич. миссионеры появились среди П. в 1613. В 18–19 вв. широкое распространение получили мессианистские культы.
Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (кукуруза, маниок, тыквы, фасоль, бобы, горох, картофель, киноа, кока); в колониальный период стали культивировать кофе, сахарный тростник, пшеницу, разводить лошадей, крупный рогатый скот, овец. Работают по найму на скотоводч. ранчо и кофейных плантациях. Из шерсти овец ткут пончо. Славятся умением строить мосты из лиан и бамбука. Поселения разбросанные. Счёт родства билатеральный. Брак до рождения первого ребёнка вирилокальный, затем неолокальный. Характерна эндогамия. Запрещены кросскузенные браки и браки с однофамильцами. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа в поколении родителей и бифуркативного – в поколении эго. Сиблинги и кузены различаются по относит. полу. Дядья и мужья тёток по отцу и матери и тесть обозначаются общим термином. Местами сохраняются институт вождей (капитано), шаманизм, мифология (характерны мифы о вражде с соседями-пихао, которые описываются как сказочные людоеды, владеющие несметными богатствами), культы верховного божества Къпиша (Гром), живущего высоко в горах, и его сына – легендарного вождя П. и покровителя шаманов Либан Тама в облике старика с увеличенными гениталиями, в большой зелёной шляпе, с сумкой для коки (символом владения целебным знанием) на шее. До кон. 20 в. практиковалась ритуальная изоляция женщин во время менструации в отдельно стоящем доме.
В 1971 создана общественно-политич. организация П.: CRIC (Consejo Regional Indígena del Cauca – Региональный туземный совет Каука).