ОМЕ́ТО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОМЕ́ТО, группа омотских народов на юго-западе Эфиопии. Живут в бассейне среднего течения р. Омо и на правобережье р. Быллате (северо-восток Региона наций, национальностей и народов Юга). Делятся на центр. О. [уолайта, валяйта, воляйта, веляйта (1,7 млн. чел., 2007, перепись) – осн. население зоны Уолайта; дауро, или кулло (580 тыс. чел.), – осн. население зоны Дауро и спец. уорэды (района) Конта; гамо (1,1 млн. чел.) и гофа (390 тыс. чел.) – осн. население зоны Гамо-Гофа; ойда (50 тыс. чел.) и мело (30 тыс. чел.) – на западе зоны Гамо-Гофа; дорзе (45 тыс. чел.) – на запад от оз. Абая на востоке зоны Гамо-Гофа]; восточных [койра, или кооре (157 тыс. чел.), – осн. население спец. уорэды Амаро; зайсе (20 тыс. чел.) – к западу от оз. Чамо на юго-востоке зоны Гамо-Гофа; качама (2,5 тыс. чел.) – на оз. Абая на востоке зоны Гамо-Гофа], западных [баскето (баскатта, самоназвания – маскето, мескето; 78,3 тыс. чел.) – осн. население уорэды Баскето] и мале (100 тыс. чел.) – на северо-востоке зоны Юж. Омо. Говорят на ометских языках гонга-гимоджской ветви омотских языков. Письменность на основе эфиоп. и лат. графики. Яз. уолайта – офиц. яз. зоны Уолайта. В 1998 была предпринята попытка ввести искусств. единый язык О. Распространён также амхарский яз. В осн. христиане (гл. обр. лютеране; есть католики, у гофа, гамо с 17 в. – последователи Эфиоп. церкви и др.) или приверженцы синкретич. религий, среди уолайта и дауро много мусульман-суннитов.
В 14–16 вв. у О. возникали государств. образования (Уолайта, Кулло, Гамо, Койра и др.), в кон. 19 в. присоединённые к Эфиоп. империи. Осн. занятие – пашенное и ручное поливное, местами террасное земледелие (корнеплодное растение энсета сем. банановых, тефф, пшеница, ячмень, осн. товарная культура – кофе), у некоторых групп – скотоводство. Существуют низшие этнокастовые группы охотников, кузнецов, гончаров и др.; ткачество – почётное занятие. Есть гор. население (среди валяйта – ок. 17%, среди гамо – ок. 13%), среди уолайта многие имеют высшее образование, есть представители высшего руководства страны. В основе социальной организации – территориальные общины (гутха), управляемые советом старейшин (дулатха) и ритуальными лидерами (халака), патрилинейные роды (куомо, омо) и патрилиниджи (со, букв. – дом). Бытует авункулат. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа, распространены описательные конструкции и текнонимия. Сиблинги делятся по полу. Сохраняются традиц. культы (духов предков, верховных божеств и др.), родо-племенное деление, институты традиц. правителей (као, кати), у дорзе сохраняются дуалистич. космология и древняя традиция полифонической вокальной музыки.