МО́РО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́РО (исп. moros – мавры, мусульмане), группа мусульманских народов Филиппин. Разнородные по языкам и культуре, группы М. живут в окружении др. религ. групп на юге страны: на западе и юге о. Минданао (магинданао – 1,1 млн. чел., маранао – 1,2 млн. чел., субанун – 270 тыс. чел.), архипелаге Сулу и о. Басилан (таусуг – 900 тыс. чел., сама – 800 тыс. чел., якан – св. 100 тыс. чел.), о. Кагаян-Сулу, о. Балабак (молбог – 7 тыс. чел.) и др. островах моря Сулу, на о-вах Сарангани (сангил – св. 100 тыс. чел.) и др. Общая численность св. 5 млн. чел. (2007, оценка). Говорят на филиппинских языках южнофилиппинской (магинданао, маранао, иранун, субанун), центральнофилиппинской (таусуг), палаванской (молбог) и сангир-минахасской (сангил, сангир) групп; якан и сама – на сама-баджавских языках (близки либо баритосским калимантанским языкам, либо филиппинским языкам). Письменность на основе латиницы, в религ. сфере – араб. графики (джави). Распространены также языки тагалог, себуано, английский. М. – мусульмане-сунниты.
Предки М. (жители Бутуана, приморских городов-государств на о. Минданао и архипелаге Сулу, земледельч. гос-ва Буаян на оз. Ланао) имели торговые связи с Китаем, Чампой и индианизированными государствами Нусантары задолго до обращения в ислам. Ислам на Филиппины проникает с нач. 14 в. К 16 в. все приморские города-государства Филиппин вплоть до Майнилы (ныне Манила) приняли ислам и были включены в мусульм. торговлю. С сер. 15 в. эти государства называются султанатами (в т. ч. Сулу и Магинданао). Территория М. составляла ядро т. н. Зоны Сулу – контролировавшихся султанатом Сулу Юж. и Центр. Филиппин и части побережья о. Калимантан. В колониальный период Зона Сулу стала центром торговли между Европой, Индией и Китаем. М. оказывали длительное сопротивление исп. колонизации (см. Моро войны). С попытками христианизации М. связано формирование на о. Минданао народа чавокано, говорящего на пиджинизированном исп. яз. (соединяющем исп. лексику с грамматикой филиппинских языков), – потомков рабов-детей, выкупленных монахами на местных рынках и воспитанных в монастырях. В период амер. оккупации (1898–1946) и после обретения независимости переселение крестьян-христиан из перенаселённых аграрных районов Висайских о-вов и Лусона в мусульм. районы Минданао сопровождалось конфликтами из-за земельной собственности и вооруж. столкновениями и стало одной из причин распространения среди М. сепаратизма; возникли Движение за независимость мусульман (1968) и Фронт нац. освобождения моро (1969). В 1989 на Минданао и архипелаге Мулу создан Автономный р-н мусульманского Минданао (провинции Юж. Ланао, Магинданао, Сулу и Тавитави, позднее также Басилан). Мусульманские междунар. террористич. организации используют территории М. для тренировки террористов. В обстановке постоянной войны процветают все виды пиратства, похищение людей ради получения выкупа и продажи органов для трансплантации.
Традиц. занятия – торговля, заливное и подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза, корне- и клубнеплоды, саговые и кокосовые пальмы, сахарный тростник), разведение лошадей, коров местной породы, водяных буйволов, коз, рыболовство, мор. промыслы (трепанг, жемчуг), в прошлом – пиратство и работорговля (набеги носили сезонный характер и были связаны с направлениями муссонов: на запад до о. Тимор, на север вдоль о. Лусон и до побережья Китая). Традиц. ремёсла – ювелирное, оружейное дело (ещё в доисламский период была развита артиллерия), гончарство, резьба по дереву, изготовление лодок, плетение, ткачество на ручном станке из хлопка или волокон ананаса (ранее – из абаки). М. сочетают городскую одежду с традиционной. Мужчины и женщины носят штаны, облегающие куртки со множеством пуговиц. Крисы и кинжалы традиционно были обязат. частью мужского костюма. В кухне М. широко используется кокосовое молоко и кокосовое масло, коричневый сахар, в т. ч. для приготовления мясных блюд. У приморских и озёрных групп большую роль в рационе играют рыба и морепродукты.
Многожёнство редко. Счёт родства билинейный, наследование майоратное. Сохраняются родословия знати по мужской и женской линиям (тарсила, салсила). Фольклор: загадки, пословицы, дидактич. наставления, сказки, легенды; эпос (даранган, даранген, ката-ката, кисса, толтол, тултул), в т. ч. на сюжеты, заимствованные из индо-перс. литературы («Индарапатра и Сулаймин», «Махарадья Лауана»). Уникальны рукописные Кораны с о. Минданао, стиль оформления которых принесли мусульм. вероучители из Дагестана, переселившиеся сюда после поражения движения Шамиля. Характерны ансамбли гонгов (кулинтанг).