Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОВА́МБО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 621-622

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ОВА́МБО (са­мо­на­зва­ния – аавам­бо, ова­вам­бо, овам­бо, ндон­га, квань­я­ма), на­род груп­пы бан­ту в Юж. Аф­ри­ке. Жи­вут на юге Ан­го­лы (1,1 млн. чел. – 2013, оцен­ка; юг про­вин­ций Ку­не­не и Кван­до-Ку­бан­го) и на се­ве­ре На­ми­бии (круп­ней­ший на­род стра­ны, 878,6 тыс. чел. – 2001, пе­ре­пись; Овам­бо­ленд – рай­оны Ому­са­ти, Оша­на, Охан­гве­на, Оши­ко­то и за­пад Ока­ван­го). Язык – овам­бо (оши­вам­бо) груп­пы R20 (ндон­га) бан­ту язы­ков – нац. язык Ан­го­лы и На­ми­бии (име­ет два лит. стан­дар­та – ндон­га и ква­нья­ма). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. В осн. хри­стиа­не (гл. обр. лю­те­ра­не).

Пред­ки О. в 15–16 вв. пе­ре­се­ли­лись на совр. тер­ри­то­рию с вер­ховь­ев Зам­бези и об­ра­зо­ва­ли во­ж­де­ст­ва: Ндон­га (Он­дон­га), Квань­я­ма (Оук­вань­я­ма), Квам­би (Уу­к­вам­би), Нганд­же­ра (Он­ганд­же­ра), Мба­лан­ту (Ом­ба­ла­ну, Ом­баа­ну), Ква­луу­ди (Уу­к­вал­лу­ди), Ко­лон­ка­ди (Уу­ко­лон­ка­ди) и Мбад­жа (Ом­бад­жа). С 1870-х гг. рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во (пер­во­на­чаль­но сре­ди О. дей­ст­во­ва­ли лютеранские мис­сио­не­ры из Фин­лян­дии, с 1920-х гг. – так­же ка­то­ли­ки и анг­ли­ка­не). В 1968–89 су­ще­ст­во­вал бан­ту­стан Овам­бо­ленд. О. при­ни­ма­ли ве­ду­щее уча­стие в Вой­не за не­за­ви­си­мость На­ми­бии, со­став­ля­ют боль­шин­ст­во чле­нов Нар. орг-ции Юго-Зап. Аф­ри­ки (СВАПО).

Тра­диц. за­ня­тия – руч­ное зем­ле­де­лие (про­со, сор­го, бо­бы, ку­ку­ру­за, ты­к­вы, ар­бу­зы) и от­гон­ное ско­то­вод­ст­во (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот, ос­лы, ло­ша­ди). Скот па­сут мо­ло­дые муж­чи­ны; круп­ный ро­га­тый скот слу­жит осн. ме­ри­лом бо­гат­ст­ва. Рас­про­стра­не­на ра­бо­та по най­му. Ре­мёс­ла – гон­чар­ное, пле­те­ние кор­зин, ци­но­вок, об­ра­бот­ка де­ре­ва, шкур, ме­ди и же­ле­за (но­жи, то­по­ры, коль­ца, об­ру­чи). По­се­ле­ние раз­бро­сан­ной пла­ни­ров­ки, усадь­бы об­не­се­ны ог­ра­дой. Жи­ли­ще круг­лое с пле­тё­ны­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной, сте­на­ми и кры­шей из паль­мо­вых ве­твей. Оде­ж­да – ко­жа­ные юб­ки и пе­ред­ни­ки. Осн. пи­ща – про­ся­ная ка­ша, мо­ло­ко. Со­хра­ня­ет­ся тра­диц. по­ли­тич. струк­ту­ра. В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – ма­три­ли­ней­ные ро­ды (ому­па­та, эпа­та, ому­зи­мо); каж­дый род ве­дёт про­ис­хож­де­ние от ми­фич. пред­ка и но­сит имя жи­вот­но­го, съе­ден­но­го этим пред­ком. Наи­боль­шим ува­же­ни­ем поль­зу­ет­ся брат баб­ки по ма­те­ри (та­те­ку­лу), пос­ле смер­ти ко­то­ро­го его ав­то­ри­тет вме­сте с ти­ту­лом пе­ре­хо­дит к дя­де по ма­те­ри (см. Авун­ку­лат). На­сле­до­ва­ние ско­та и ду­хов пред­ков идёт по от­цов­ской ли­нии. Брак в прош­лом па­три­ло­каль­ный; рас­про­стра­не­ны крос­ску­зен­ные бра­ки. Вож­де­ст­ва ра­нее бы­ли эн­до­гам­ны. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту, су­щест­ву­ют опи­сат. тер­ми­ны для еди­но­кров­ных и еди­но­ут­роб­ных сиб­лин­гов. Как и у др. бан­ту, упот­реб­ле­ние тер­ми­нов род­ст­ва за­ви­сит от грам­ма­тич. ли­ца. Су­ще­ст­во­ва­ли куль­ты вер­хов­но­го бо­же­ст­ва и твор­ца Ка­лун­га (Пам­ба, Нам­пон­го), от ко­то­ро­го ве­дут своё про­ис­хож­де­ние пра­вя­щие ро­ды; пер­во­пред­ков Нан­гом­бе и Ман­гун­ду, пред­ков (аа­ти­ти), свя­щен­ных рощ, мо­гил во­ж­дей (ом­пам­па), ре­лиг. ли­де­ры и др. Прак­ти­ко­ва­лись муж­ские и жен­ские ини­циа­ции, муж­ское об­ре­за­ние. Ка­лен­дар­ные празд­ни­ки по­свя­ще­ны окон­ча­нию жат­вы, воз­вра­ще­нию муж­чин с па­ст­бищ и др. Со­хра­ня­ют­ся мат­ри­ла­те­раль­ные то­тем­ные ро­ды, тра­диц. по­ли­тич. струк­ту­ра.

Лит.: Angebauer K. Ovambo: Fünfzehn Jahre unter Kaffern, Buschleuten und Bezirksamt­män­nern. B., 1927; Estermann C. Etnografia do sudoeste de Angola. [Lisboa], 1956. Vol. 1: Os povos não-bantos e o grupo étnico dos ambós; Tuupainen M. Marriage in a matrilineal Afri­can tribe: a social anthropological study of marriage in the Ondonga tribe in Ovamboland. Hels., 1970; Cooper A. D. Ovambo politics in the twentieth century. Boston, 2001; Nampala L.T., Shigwedha V. Aawambo kingdoms, history and cultural change. Basel, 2006; Lied­tke W., Schippling H. Bibliographie deut­sch­sprachiger Literatur zur Ethnographie und Geschichte der Ovambo, Nordnamibia: 1840–1915. Dresden, 1986.

Вернуться к началу