ОВА́МБО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОВА́МБО (самоназвания – аавамбо, овавамбо, овамбо, ндонга, кваньяма), народ группы банту в Юж. Африке. Живут на юге Анголы (1,1 млн. чел. – 2013, оценка; юг провинций Кунене и Квандо-Кубанго) и на севере Намибии (крупнейший народ страны, 878,6 тыс. чел. – 2001, перепись; Овамболенд – районы Омусати, Ошана, Охангвена, Ошикото и запад Окаванго). Язык – овамбо (ошивамбо) группы R20 (ндонга) банту языков – нац. язык Анголы и Намибии (имеет два лит. стандарта – ндонга и кваньяма). Письменность на основе лат. графики. В осн. христиане (гл. обр. лютеране).
Предки О. в 15–16 вв. переселились на совр. территорию с верховьев Замбези и образовали вождества: Ндонга (Ондонга), Кваньяма (Оукваньяма), Квамби (Ууквамби), Нганджера (Онганджера), Мбаланту (Омбалану, Омбаану), Квалууди (Уукваллуди), Колонкади (Ууколонкади) и Мбаджа (Омбаджа). С 1870-х гг. распространяется христианство (первоначально среди О. действовали лютеранские миссионеры из Финляндии, с 1920-х гг. – также католики и англикане). В 1968–89 существовал бантустан Овамболенд. О. принимали ведущее участие в Войне за независимость Намибии, составляют большинство членов Нар. орг-ции Юго-Зап. Африки (СВАПО).
Традиц. занятия – ручное земледелие (просо, сорго, бобы, кукуруза, тыквы, арбузы) и отгонное скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, ослы, лошади). Скот пасут молодые мужчины; крупный рогатый скот служит осн. мерилом богатства. Распространена работа по найму. Ремёсла – гончарное, плетение корзин, циновок, обработка дерева, шкур, меди и железа (ножи, топоры, кольца, обручи). Поселение разбросанной планировки, усадьбы обнесены оградой. Жилище круглое с плетёными, обмазанными глиной, стенами и крышей из пальмовых ветвей. Одежда – кожаные юбки и передники. Осн. пища – просяная каша, молоко. Сохраняется традиц. политич. структура. В основе социальной организации – матрилинейные роды (омупата, эпата, омузимо); каждый род ведёт происхождение от мифич. предка и носит имя животного, съеденного этим предком. Наибольшим уважением пользуется брат бабки по матери (татекулу), после смерти которого его авторитет вместе с титулом переходит к дяде по матери (см. Авункулат). Наследование скота и духов предков идёт по отцовской линии. Брак в прошлом патрилокальный; распространены кросскузенные браки. Вождества ранее были эндогамны. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту, существуют описат. термины для единокровных и единоутробных сиблингов. Как и у др. банту, употребление терминов родства зависит от грамматич. лица. Существовали культы верховного божества и творца Калунга (Памба, Нампонго), от которого ведут своё происхождение правящие роды; первопредков Нангомбе и Мангунду, предков (аатити), священных рощ, могил вождей (омпампа), религ. лидеры и др. Практиковались мужские и женские инициации, мужское обрезание. Календарные праздники посвящены окончанию жатвы, возвращению мужчин с пастбищ и др. Сохраняются матрилатеральные тотемные роды, традиц. политич. структура.