НУРИСТА́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУРИСТА́НЦЫ (иран. нуристани – «просвещённые»), кафиры (араб. «неверный»), группа народов на северо-востоке Афганистана. Населяют юж. склоны Гиндукуша и бассейны рек Алинегар и Кунар (пров. Нуристан). Включают кати (30 тыс. чел.; 3,4 тыс. вост. кати живут на северо-западе Пакистана, окр. Читрал на севере пров. Хайбер-Пахтунхва) и близких к ним камвири (ком, или башгали; 5,5 тыс. чел.), ашкун (15 тыс. чел.), вайгали (14 тыс. чел.) и близких к ним трегами (1,5 тыс. чел.), прасун (парун, или васи; 3 тыс. чел.) (2011, оценка). Говорят на нуристанских языках. Мусульмане-сунниты.
В древности Нуристан (санскр. Капиша) подчинялся буддийской династии Шахи (3–9 вв.), был известен развитым скотоводством (козы, лошади). При Газневидах область получила назв. Кафиристан. Занимала изолиров. положение (первый европеец посетил Нуристан в 1885). В 1896 Н. завоёваны и обращены в ислам эмиром Абдуррахманом, область была переименована в Нуристан. Часть Н. переселилась в сев.-зап. Пакистан. Во время Афганского конфликта 1979–89 Нуристан был одним из центров сопротивления моджахедов (т. н. Исламское революц. гос-во). В 2001 Нуристан стал отд. адм. единицей с местным самоуправлением.
Традиц. культура типична для народов горных областей Ср. Азии. Осн. занятия – отгонное скотоводство (крупный рогатый скот, козы) у мужчин и оросит. террасное земледелие (ячмень, пшеница, просо, горох, кукуруза, джугара, фрукты, виноград, тутовое дерево) у женщин.
Селения делились на кварталы (гур); управлялись старейшинами (душто, джаст) и выборным советом (уре, урир) из представителей каждого квартала. Преобладают крупные селения (деш) (св. 100 домов). В горах дома строились террасами. Характерны селения-крепости: дома располагались прямоугольником, обращены наружу глухими задними стенами; вход через ворота, часто имели сторожевые башни; в центре селения – площадь с танцевальным домом (громма, бечег) и примыкающей к нему площадкой усум-сагам. Жилища из дерева, в горных областях – из камня и глины, 2–3-этажные с хозяйств. помещениями и хлевом в нижних этажах и жилыми помещениями с выходом на балкон – в верхних; земляная крыша часто служит верандой. В центре гл. комнаты – светодымовое отверстие и очаг с треножником или камнями для установки котла, по углам – столбы, поддерживающие кровлю. У Н. отсутствуют напольные ковры.
Традиц. мужская и женская одежда – шерстяной халат, подпоясанный кожаным ремнём или кушаком, и штаны, завязанные на щиколотках тесёмками; на плечах – шаль. Характерна безрукавка из трёх козьих шкур (девушки к хвосту подвешивали колокольчик). Позднее распространились хлопчатобумажные платья ярких цветов у женщин, чёрные халаты и вышитые безрукавки – у мужчин. Мужчины бреют голову, женщины носят волосы распущенными с повязкой или заплетают в мелкие косички. На голове мужчины носят войлочную шапочку или тюрбан, женщины – шапочку или платок, тяжёлые серьги из жёлтой меди или олова. Для танцев надевали рогатый головной убор с металлич. украшениями и раковинами.
Осн. пища – хлеб в виде плоских лепёшек, молоко, масло, козий сыр. Мясо едят редко, в полусыром виде, обжаривая над открытым огнём, или варёным. Готовят похлёбку из корней зонтичных растений и дикого лука с мукой и горохом.
Исламские законы соблюдаются слабо. До кон. 19 в. существовали рабы из потомков военнопленных (ремесленники – бари и слуги – шувала) и долговые (ланс). Потомки рабов-военнопленных образуют особый слой (броджан, борджан), которые живут в посёлках ниже по склону, чем «свободные» (атроджан, аза); браки между атроджан и броджан запрещены. Атроджан делятся на локализованные патрилинейные роды (мата) и патрилиниджи (матр). Учитывается и билатеральное родство: все родственники до 7-го колена образуют серию концентрич. родств. кругов, причём родств. дистанция измеряется «шагами» (пу). Особая связь существует между человеком и родом его матери (мальдаре). Семья большая патриархальная. Практикуются полигиния, авункулат, левират, ритуальное родство (солибар, суливор), в т. ч. с чужеземцами. Кросскузенные браки запрещены. Система терминов родства смешанного бифуркативно-генерационного типа: брат матери выделяется отд. термином, тогда как все женщины поколения родителей называются общим термином. Сиблинги делятся по полу, сиблинги родителей – по относит. возрасту.
Сохраняются родовые культы, практикующиеся в родовых храмах (амел) с резными антропоморфными столбами; индуистские по происхождению культы верховного бога-творца Имры (от санскр. Яма Раджа), его пророка Мони, бога войны Гиша и др., представления о злом божестве Юше и невидимом мире богов Делу (от санскр. Дева Лока). Храм Имры находился на территории прасун. Практиковались жертвоприношения (быки, козлы, хлеб, куски дерева арча, топлёное масло и др.), инициации мальчиков и девочек. Культ отправлялся жрецами (ута мунд), жившими в храмах, и их помощниками (дабилала). Существовали шаманы (пшур). Были распространены наземные погребения в дерев. ящиках на ножках; погребение сопровождалось плясками. Устное творчество – родовые предания, легенды о братьях-прародителях Кти и Уй. Общие для мужчин и женщин пляски (нат) устраивались в танцевальном доме, напр. по случаю инициаций, свадеб и погребений (обычно зимой), или на танцевальной площадке усум-сагам. Сохранилось уникальное для Ср. Азии вокальное полифонич. многоголосие. Характерный муз. инструмент – архаич. 5-струнная дуговая арфа (т. н. кафирская арфа – вадж, ваджи), на которой играли плектром. Пение сопровождается также игрой на 2-струнном смычковом инструменте (саринги – местный вариант саранги), барабане в форме песочных часов, бубне, ритмичными хлопками в ладони. Среди др. инструментов – флейты.