МОЛДАВА́НЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОЛДАВА́НЕ (самоназвания – moldoveni, молдовень), вост.-ром. народ, осн. население Молдавии. Численность 2,7 млн. чел., из них в Приднестровской Молд. Республике – 177,4 тыс. чел. (2004, перепись). Живут также на юго-западе Украины (258,6 тыс. чел. – 2001, перепись, в т. ч. в Одесской обл. – 123,8 тыс. чел., Черновицкой обл. – 67,2 тыс. чел., Николаевской обл. – 13,1 тыс. чел., Кировоградской обл. – 8,2 тыс. чел.), в России – 156,4 тыс. чел. (в т. ч. в Москве и Моск. обл. – 41,3 тыс. чел., Тюменской обл. – 15,8 тыс. чел.; 2010, перепись), Италии (90 тыс. иммигрантов из Молдавии – 2008, данные Нац. ин-та статистики), Казахстане (19,4 тыс. чел. – 1999, перепись) и др. Говорят на молдавском языке, распространены также рус. и рум. языки. В осн. православные.
Предки М. – романизиров. население (влахи, валахи). До присоединения к России (1812) осн. занятием было животноводство. Разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей. В 19 в. гл. занятием стало земледелие (в осн. просо, с 19 в. осн. злаковой культурой становится кукуруза); распространены огородные, бобовые, бахчевые, технич. (конопля, на юге – лён, с кон. 17 в. – табак, с сер. 19 в. – подсолнечник, сахарная свёкла) культуры. Преобладала переложная система землепользования, использовалась подсека. Пахотные орудия – полозное и бесполозное рало, плуг с передвижным и непередвижным отвалом. Осн. рабочим скотом были волы. Развиты садоводство (особенно в Кодрах и Приднестровье), виноградарство и виноделие (особенно на юге и в Кодрах), на юге – шелководство, в низовьях Днестра – рыболовство. До сер. 20 в. М. составляли наименее урбанизиров. группу в Молдавии (10% гор. населения в 1959).
Из ремёсел развиты гончарство (с 15–16 вв. сохранились центры – сёла Чинишеуць Резинского р-на, Цигэнешть Стрэшенского р-на, Юрчень Ниспоренского р-на, Ходжинешть Кэлэрашского р-на и др.), резьба по камню и дереву (сёла Брэнешть и Бутучень Оргеевского р-на, Косэуць Сорокского р-на), узорное ткачество, произ-во килимов и паласов, ворсовых ковров (чергэ, ницуркэ), вышивка (традиционны геометрич. или стилизованные растит. мотивы в чёрно-красной гамме; у украинцев заимствован многоцветный цветочный орнамент) и др.
Село (сат) включало селище (ватра) с с.-х. угодьями и ограничивалось межой (хотар). При основании нового поселения совершался обряд столбования (бэтутул парулуй): старейший член общины отмечал центр ватры столбом, величину поселения определяли, стреляя от столба во все стороны из лука, внешнюю границу отмечали опахиванием плугом, запряжённым парой чёрных быков-близнецов. Распространена традиция установки поклонных крестов (распятий). С 17 в. преобладает линейная и уличная планировка поселений, для сев. и юж. районов характерна кучевая планировка. Существовали патронимич. «концы» поселения (кут, кэтун, махала).
Традиц. усадьба (господэрие цэрэняскэ) обнесена забором с воротами; в центре усадьбы стоит дом (каса) фасадом на юг или восток, перед ним – передний двор с цветником (рэзор, полисадник), за домом – хозяйств. двор с током, загонами для скота и др. Хозяйств. постройки первоначально располагались свободно. В 19 в. на юге распространился однострочный тип планировки (в одну линию под общей крышей), ныне преобладает Г-образная планировка; в Прикарпатье встречались усадьбы с замкнутым двором (граждь). Традиц. жилище – саманное, сырцовое, турлучное, фахверковое, в прошлом – срубное, в низовьях р. Рэут – из известняка; обычно белилось, крылось соломой или камышом. В 14–16 вв. существовало однокамерное жилище со входом в зап. части юж. стены, завалинкой (приспа) и с окнами, выходящими на юг и восток; печь ставилась напротив входа. В 17–19 вв. преобладают двухкамерные жилища с сенями (тиндэ) в зап. части дома и комнатой (кэмарэ) – чаще к востоку от сеней. Во 2-й пол. 19 в. распространяется тип трёхкамерного дома на высоком каменном фундаменте, крытого дранкой или черепицей, с горницей (каса маре), соединённой с сенями, и крытой террасой (чердак, приспа, колидор, тырнац) на колоннах вдоль фасада, на которую выходят окна. Колонны украшаются капителями (обычно в виде волют), низ крыши – подзорами (пазе), декор обычно раскрашивается; потолок опирается на продольную матицу (коардэ). Планировка кэмарэ соответствует белорус. или зап.-рус. типу избы: у стены, примыкающей к входу, ставилась хлебная печь (куптор) устьем к входу (ранее устье располагалось близко к полу, так что работать у печи можно было сильно согнувшись или сидя), соединённая с печью с плитой (соба) и лежанкой, отапливаемой горизонтальными дымоходами; они занимали всю заднюю часть дома. Напротив входа устраивался красный угол. Дым от печи выводился в сени, где помещался навесной дымоход (кош, кэмин, бабурэ). Позднее в задней части сеней стали выгораживать кладовую или кухню (букэтэрие), отделённую от кэмарэ печью; хлебную печь перенесли во двор или в летнюю кухню. В каса маре помещались кровать, сундук, в простенке между окнами – скамья (ослон) с высокой спинкой и стол (масэ), на лавках выставлялось приданое (зэстре) или «посмертное» (комынд), мебель устилалась скатертями, налавниками, стены – полотенцами (просоп), на одной из стен – большой ковёр, у вост. стены в углу на полке с занавеской устанавливалась икона.
Характерны блюда из овечьего молока: свежий сыр (каш), творожная масса (урдэ), разл. виды брынзы (брынзэ). Традиц. мясная пища – жаркое (фриптурэ); жареное мясо, залитое жиром в глиняных горшках (карне прэжитэ, жумере); мясо, запечённое с капустой (курекь ку карне, бигос); густой куриный суп (замэ) с овощами, лапшой и квасом; мясные (пыржоале) и печёночные (чигирь) котлеты; солёное сало, холодец (рэчитурь), зельц (салтисон), копчёный окорок (жамбон), пастрама (пастрамэ), колбаса (кырнац). Традиционен просяной хлеб, с 19 в. – кукурузный; заквашивали хлеб на винных дрожжах. Пекли хлебцы на капустном листе (малай), на кислом молоке с творогом или брынзой (аливенчь, аливанкэ), булочки (балабуште), слоёные пироги (плацинда) и рулеты (ынвыртитэ); осн. вид обрядового хлеба – сдобный калач, круглый, плетёный или в форме восьмёрки. Часто хлеб заменяют густой кукурузной кашей (мэмэлигэ) со шкварками, брынзой, чесночной приправой (муждей), рыбой и др. Овощные блюда – кислая капуста (верзэ), тушёные овощи (гивеч), рагу (токанэ), копчёная тыква, баклажаны в сметанном соусе, жареный перец в томатном соусе, зелёные супы и борщи с крапивой или щавелем (мэкриш), тёртая фасоль с чесноком и луком (фасолицэ), картофельные котлеты (картофленче), вареники (колцунашь), голубцы (гэлуште, сармале), завёрнутые в листья капусты, винограда, свёклы, мать-и-мачехи. Готовят рыбную уху (замэ де пеште), рыбу с овощами (плакие). В десертах широко используется грецкий орех. Традиц. напитки – вино, наливки, квас (борш акру), хлебная или фруктовая брага (брахэ), водка (ракиу).
Женщины носили туникообразную (в осн. на севере Молдавии и на Буковине) или с цельнокроеным рукавом рубаху (кэмашэ); шерстяную полосатую несшитую юбку (катринцэ) либо одежду типа престилки (фотэ); с кон. 19 в. – юбку в сборку (фустэ) с рубахой на кокетке и передником (пестелкэ); безрукавку из ткани (жалеткэ, минтянаш, бондэ, пептар) или овчины (кептарь, бондицэ); на левобережье Днестра и юге – сарафан (шарафан, фустэ ку жюбя); суконную куртку (бурнуз, жюбя, забун). Женский головной убор (кырпэ) – на твёрдой дерев. основе с «рогами», повязанной полотнищем (марамэ, нэфрамэ); девушки по праздникам надевали повязку (косицар); со 2-й пол. 19 в. носили платки (басма, бариз) и шали (шалинкэ). Мужская рубаха имела прямой разрез, воротник-стойку или отложной, повязывалась широким (до 25 см) и длинным (до 3,5 м) шерстяным или кожаным с медными бляшками (на севере) поясом (брыу); в Карпатах бытовала рубаха с юбкой типа фустанеллы (кэмишэ ку фустэ); поверх рубахи носили суконную, кожаную или меховую безрукавку; штаны в горных районах белые суконные, с очень длинными, собранными на ногах в складки, брючинами (ицарь), на юге – холщёвые (измене) или тёмные суконные (берневичь); на голове – суконная или соломенная шляпа, овчинная шапка (кушмэ). Верхняя одежда: суконный кафтан (суман) или плащ (манта), меховая шуба (сарикэ, губэ, кожок, контэш).
Существовали обычаи взаимопомощи (клакэ), минората; молодёжь устраивала посиделки (шезэтоаре) и хороводы (хора, жок). До 18 в. в Приднестровье практиковались судебные поединки (поле).
Браку обычно предшествовали сватовство (старотие, пецитул) и помолвка (логодна). Свадьба предварялась купанием жениха и невесты в источнике; в одевании молодых гл. роль играли их посажёные родители (нашул и наша), обычно – их крёстные, дружки и подруги (ворник, друшка и др.); обряжение невесты (ымбрэкатул миресей) сопровождалось плачами, в т. ч. обязательным плачем невесты (кынтекул миресей). Впереди свадебного поезда (кортежиул де нунтэ, алаюл де нунтэ) ехали верхом дружки, один из них со знаменем жениха (стягул мирелуй). Во дворе невесты один из дружек (конокар) декламировал стихотв. приветствие (конокэрие), затем произносили благословение стола (брадул, бразий, помул), совершались «малое застолье» (маса микэ), передача невесты жениху и, после троекратного обхода молодыми стола, исполнялся танец (жокул маре, хора маре); после благословения молодых выносили приданое и поезд отправлялся в церковь к венчанию (кунуния) и затем в дом жениха, где начиналось «большое застолье» (маса маре); обязательным блюдом была жареная курица (ранее – петух в перьях). Важнейшие моменты обряда сопровождались стихотв. орациями, требованиями «выкупа» (прапор, вулпя, вадра), взаимным одариванием калачами, вышитыми полотенцами и т. п. После свадьбы проводился обряд освидетельствования девственности новобрачной: её посажёная (наша) демонстрировала гостям её рубашку, совершала обряд повязания молодой (легэтоаре, ынхоботаре), т. е. обряжения её в женскую одежду, и отвозила «честь невесты» (чинстеа миресей) – рубашку, завязанную в красный платок, – её родителям. Посажёные родители молодых обычно становятся крёстными их детей.
Похороны сопровождались плачами, наряжением деревца (пом), раздачей поминальных подарков (поманэ); перед похоронной процессией «выстилали мосты» – стлали полотенца с калачом и др. дарами (полагалось выстлать 24 «моста»).
В ночь накануне Дня св. Андрея (30 ноября ст. ст.) зажигали костры, для защиты от вампиров (стригой) смазывали окна и двери чесноком, исполняя при этом «танец чеснока». На Рождество (Наштеря Домнулуй, Крэчун) готовили 7, 9 или 12 блюд, среди них – калач (крэчун), варёная пшеница с мёдом (колива), слоёный капустный пирог (варзаре). На Святки (Ажунул Крэчунулуй) устраивали ряжение, исполняли колядки (колинде), молодёжь ходила «со звездой», с плугом, на Новый год дети разбрасывали семена (семэнатул). На 1 марта девушки изготавливали украшения из красных и белых ниток (мэрцишоры). На Пасху пекли сдобный хлеб с изюмом (козонак), пирог со сладким творогом (паскэ). В один из четвергов после Пасхи избирали девушку – Пеперуду (Папаруда) и украшали её зеленью. На Иванов день (Сынзене) девушку (Дрэгайка) украшали колосьями, собирали подмаренник (сынзене), донник, чабрец и др. цветы. На Ильин день (20 июля) святили яблоки.
Устное творчество имеет много общего с румынским (система жанров, стилистика, муз. инструменты), развивалось в тесной связи с муз. культурой юж. славян и др. соседних народов. Нар. песни одноголосны, в соседних с Украиной районах встречается двухголосие. Наиболее древние пласты фольклора: пастушеский [сигнальные наигрыши на бучуме, сигнальные мелодии «де друм» (букв. – дорога, путь), мелодии «де плай» (букв. – край)], обрядовый календарный [в т. ч. связанный с обрядами вызывания дождя Пеперуда, Калоянул, с новогодними и святочными обрядами Жокул капрей (игра козы), Плугушорул (колядование с плугом), Маланка (карнавальное действо в День св. Маланьи), с «колядованием медведя»], обрядовый семейный [три цикла свадебных песен и наигрышей: песни невесты, песни при передаче приданого и проводов невесты, цикл ритуальных танцев; в крестьянской среде распространены инструментальные мелодии – варианты песен невесты; музыка погребального обряда: групповые церемониальные песни, сольные плачи – бочете, инструментальные мелодии и сигналы]. Распространены баллады («Миорица», «Мастер Маноле» и др.), характерный муз. жанр – дойна; песни др. жанров: лирич., шуточные, застольные, батрацкие, рекрутские и др., гор. романс (с 19 в.). Танец (жок) сопровождается игрой инструментального ансамбля – тарафа и выкриками участников. Танцы бывают круговыми (хора), линейными (брыул), парными (ынвыртиты). Различаются обрядовые танцы (с подражательными движениями – «Старик», «Козёл», «Медведь», «Петух» и др.; танцы календарных обрядов Лазэрелул, Кэлушарий; свадебные) и т. н. общие: большая хора (плавный, в умеренном темпе), сырба (энергичный, быстрый), брыу (мужской или смешанный, быстрый), бэтута (мужской, очень быстрый, виртуозный, со сложными хореографич. элементами) и др. Осн. традиц. инструменты: хордофоны – кобза (кобзэ), скрипка, цимбалы (цамбал); аэрофоны – флейты най, тилинка, флуер, кавал, волынка чимпой, натуральная труба бучум; варган дрымба. Носители традиц. музыкально-инструментальной культуры – лэутары; объединяясь в ансамбль (тараф), исполняют песенные и танцевальные мелодии, виртуозные пьесы с элементами импровизации (напр., «Чокырлия» – «Жаворонок»).
Распространены легенды, историч. предания (о Штефане Великом, гайдуках, рус.-тур. войнах и др.), сказки (басмэ) и др. Осн. герои волшебных сказок – Фэт-Фрумос, Иляна Косынзяна, бытовой повести (сноаве) – Пэкалэ, Тындалэ, Пепеля, Прысля, Насратин Хожя.