МИКМА́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИКМА́КИ (самоназвания Micmac, Mi’kmaq – друзья, союзники; Elnuk, Lnu’k, L’nu’k – люди; в 17 в. французы называли их Souriquois и Gaspesiens, англичане – Tarrateen), народ группы сев.-вост. алгонкинов на юго-востоке Канады (28 общин в провинциях Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Квебек, Остров Принца Эдуарда, Ньюфаундленд и Лабрадор). Численность ок. 29 тыс. чел. (2005, перепись). Ок. 1 тыс. чел. проживает в США (графство Арустук на севере штата Мэн). Значит. число М. живёт в городах (гл. обр. в Бостоне). Говорят в осн. по-английски, в Квебеке – по-французски; ок. 9 тыс. чел. сохраняет яз. микмак вост. группы алгонкинских языков (наиболее близки к нему языки малесит-пассамакводи, пенобскот и абенаки). Письменность на основе лат. графики. М. гл. обр. католики.
По традиц. культуре занимают промежуточное положение между индейцами Субарктики и северо-востока США. Занимались охотой, рыболовством и собирательством. Летом жили в крупных поселениях на морском побережье, занимаясь рыболовством, мор. собирательством, охотой на тюленей и водоплавающих птиц. На реках была распространена добыча рыбы острогой (нигок) ночью с каноэ при свете факела из бересты. Поздней осенью, после сезонного промысла лосося, разбивались на мелкие группы из 2–3 семей и откочёвывали в верховья рек, где охотились на лося и оленя. Жилище – вигвам, летом продолговатой, зимой конич. формы. Были распространены ступательные лыжи, сани-тобогган, для берестяных лодок характерны носы закруглённой формы. Для женского костюма типичен остроконечный головной убор. Летние селения, состоявшие из нескольких патрилинейных групп, управлялись избранным вождём (сагамау) и советом старейшин. Территориальные группы: кейп-бретон (унамаги, онамаг), эбегвитк (включая пиктук, или пикту), сигникт (мемрамкук), геспегеоаг (рестигуш), эскигевах, шубенакадские М. (сегепенегатиг), геспогоатнаг (аннаполис), с 1860 также тахамгук; возглавлялись выборным вождём (сагамау, капитан), власть которого усиливалась в период воен. действий. Позднее, во многом под влиянием европейцев, вожди ежегодно избирали Великого сагамау и его помощника Великого капитана (часто из кейп-бретон), осуществлявших взаимодействие с колониальной администрацией. В основе социальной организации – большая семья. Традиц. система терминов родства бифуркативного типа в поколении родителей и генерац. типа в поколении эго; в сер. 19 в. сменилась бифуркативно-линейной, в кон. 19 в. – линейной. Сиблинги делятся по относит. возрасту и полу. Верили в духов (мнду). Существовали шаманы (пууан). Осн. мифологич. персонажи – культурный герой Клускап и демиург Кисулк.
М. одними из первых (кон. или сер. 15 в.) среди индейцев встретились с европейцами (баскские и бретонские китобои и ловцы трески). В 1534 в контакт с М. вступили члены экспедиции Ж. Картье. К кон. 16 в. распространились пушной промысел и посредничество в пушной торговле. В 1604 С. де Шамплейн и П. Дюгуа де Мон основали поселение в устье р. Сент-Крой, в 1605 перенесённое в зал. Фанди и получившее назв. Пор-Руаяль. В 1610 принял крещение наиболее влиятельный сагамау Мамберту (Мемберту), а в 1611 появились первые миссионеры-иезуиты (один из них – П. Бьяр, оставивший первое подробное описание М.). М. были союзниками французов в войнах против своих давних врагов ирокезов; по просьбе франц. рыбаков для защиты их от беотуков поселились на юж. побережье Ньюфаундленда. Участвовали в англо-французских войнах в Канаде 17–18 вв. Когда в 1713 Акадия и Ньюфаундленд отошли к Великобритании, М. остались на стороне французов. В 3-й четв. 17 в. в связи с набегами ирокезов и т. н. войной короля Филиппа М. образовали с др. алгонкинскими племенами (абенаки, малеситы, пенобскот и пассамакуоди) конфедерацию Вабанаки (существовала до 1862). Мн. М. укрылись на о. Кейп-Бретон вдали от европ. поселений, что позволило им сохранить традиц. социальную структуру и систему управления. В 1738 к ним прибыл католич. миссионер аббат Пьер Майяр, усовершенствовавший логографич. письменность, разработанную францисканцем К. Леклерком в кон. 17 в. на основе использовавшихся М. мнемонич. знаков (к 20 в. вышла из употребления) (рис.). В 1755–63 М. устраивали набеги на англ. селения в Мэне и Новой Шотландии, участвовали в обороне Луисбурга. Сохраняли враждебность к англичанам вплоть до подписания ими мирного договора в 1779. В Войне за независимость поддерживали американцев. К 1800 оформляется система резерваций. М. сильно пострадали от эпидемий. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. работали по найму на уборке картофеля на фермах, начали борьбу за свои права на земли и ресурсы (Петиция Помке 1862). Совр. М. заняты в сфере обслуживания, туризма, лесного хозяйства; развиваются традиц. ремёсла (особенно плетение корзин). Со 2-й пол. 20 в. создавались выборные советы, в 1967 возник Союз индейцев Нью-Брансуика, в 1972 – Федерация индейцев Ньюфаундленда, в 1987 община М. Конн-Ривер получила резервационный статус. В 1981 для получения М. высшего образования при Ун-те пров. Нью-Брансуик создан Ин-т Микмак-Малесит. 1.10.1993 М. подписали с пров. Новая Шотландия соглашение по подтверждению прав аборигенных народов; этот день стал нац. праздником М.