Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́МБУ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 478-479

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛИ́МБУ (на яз. не­па­ли – стре­лок из лу­ка; са­мо­на­зва­ния – якт­хунг, якт­хум­ба), ти­бе­то-бир­ман­ский на­род груп­пы ки­ра­тов на се­ве­ро-вос­то­ке Не­па­ла (в осн. зо­ны Ко­си и Мец­хи). Жи­вут в ис­то­рич. обл. Лим­бу­ван, ме­ж­ду р. Арун и Син­га­лиль­ским хреб­том. Чис­лен­ность 359 тыс. чел. (2001, пе­ре­пись). Про­жи­ва­ют так­же на се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии [св. 100 тыс. чел. в За­пад­ном окр. шта­та Сик­ким и в окр. Дард­жи­линг в Зап. Бен­га­лии (2009, оцен­ка)], в Бу­та­не (1,4 тыс. чел.) и Банг­ла­деш (0,2 тыс. чел.). Го­во­рят на яз. лим­бу (тад­жен­гпан) вост. под­груп­пы вет­ви ки­ран­ти ги­ма­лай­ских язы­ков. Пись­мен­ность с 18 в. – на ал­фа­ви­те си­рид­жон­га (пись­мо лим­бу), ра­нее бы­ло рас­про­стра­не­но пись­мо леп­ча (ронг); бо­лее ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся пись­мо де­ва­на­га­ри. Го­во­рят так­же на не­паль­ском яз. 86,3% при­вер­жен­цы син­кре­тич. ре­ли­гии юма-са­мьо (юма­из­м), св. 11,3% ин­дуи­сты, есть не­зна­чит. чис­ло хри­сти­ан и буд­ди­стов.

Л. – одни из древ­ней­ших оби­та­те­лей Вост. Не­па­ла. Ос­но­ва­телем пер­вой ди­на­стии пра­ви­те­лей Лим­бу­ва­на (ок. 580 – ок. 125 до н. э.) стал Бхау­и­пу­та­ханг, во вре­мя прав­ле­ния ко­то­ро­го Вост. Не­пал от­де­лил­ся от ки­рат­ско­го пра­ви­те­ля Кат­ман­ду. Рас­цве­та и мо­гу­ще­ст­ва Лим­бу­ван дос­тиг при пра­ви­те­ле Пар­ба­та­ке (4 в. до н. э.), кон­тро­ли­ро­вав­шем всю Ги­ма­лай­скую об­ласть, со­юз­ни­ке Чан­д­ра­гуп­ты Ма­у­рья. Прав­ле­ние сле­дую­щей ди­на­с­тии Баз­де­о­ханг (со 125 до н. э.) за­вер­ши­лось пе­рио­дом усо­биц и ус­та­нов­ле­ни­ем вла­сти Де­ся­ти кня­зей (550–1609 н. э.). По­сле 1609 часть кня­жеств Л. под­чи­ня­лась Ма­к­ван­пу­ру, часть – Сик­ки­му. В 1770-е гг. Л. за­воё­ва­ны кня­же­ст­вом Горк­ха, но, со­глас­но Лим­бу-гуркх­ско­му до­го­во­ру 1774, со­хра­ня­ли зна­чит. ав­то­но­мию. На­ру­ше­ния этих ус­ло­вий и дис­кри­ми­на­ция вы­зы­ва­ли не­од­но­крат­ные вос­ста­ния Л. По­сле 2006 соз­дан Фе­де­раль­ный гос. со­вет Лим­бу­ва­на, бо­рю­щий­ся за вы­де­ле­ние Лим­бу­ва­на в са­мо­сто­ят. штат в со­ста­ве Не­па­ла.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов при­ги­ма­лай­ских об­лас­тей Юж. Азии (см. в ст. Азия). За­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем (про­со, пше­ни­ца, ку­ку­ру­за, кар­то­фель, за­лив­ной рис) и ско­то­вод­ст­вом (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот, сви­ньи, пти­ца); со­хра­ня­лась охо­та с лу­ком и стре­ла­ми, ино­гда с от­рав­лен­ным на­ко­неч­ни­ком. Жи­ли­ще двух­этаж­ное, с га­ле­ре­ей, ук­ра­шен­ной де­рев. резь­бой. Тра­диц. оде­ж­да пре­им. шер­стя­ная: жен­щи­ны но­сят за­паш­ные юб­ки, коф­ты, на­кид­ки; ме­тал­лич. ук­ра­ше­ния – дис­ко­вид­ные на­го­лов­ни­ки на­до лбом, коль­цо в но­су, мас­сив­ные пло­ские на­уш­ни­ки и брас­ле­ты. Осн. празд­нич­ный на­пи­ток – пи­во (тон­гба). Бы­ту­ет де­ле­ние на пле­ме­на (Нал­бо, Ху­ук­па, Сам­ба и др.), пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (тхар) и ли­нид­жи. Встре­ча­ют­ся боль­шие се­мьи, ле­ви­рат. Пра­ви­ло эк­зо­га­мии рас­про­стра­ня­ет­ся на род­ню до 7-го ко­ле­на по муж­ской и до 5-го ко­ле­на – по жен­ской ли­нии. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па с де­ле­ни­ем од­но­по­лых сиб­лин­гов ро­ди­те­лей по от­но­сит. воз­ра­сту, в по­ко­ле­нии эго – би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по­лу, де­ти – по по­ряд­ку рож­де­ния. Рас­про­стра­не­на тек­но­ни­мия. Гл. бо­же­ст­ва – тво­рец Та­ге­ра Нин­гвап­ху­ма и бо­ги­ня пред­ков Юма Сам­манг. Су­ще­ст­ву­ют разл. клас­сы жре­цов (йе­ма, пхе­дан­гма, шам­ба и др.), осо­бые жре­че­ские язы­ко­вой ре­гистр (мун­дум­бан) и письм. тра­ди­ция (юма­вад). Прак­ти­ку­ют­ся жерт­во­при­но­ше­ния. Осн. празд­ник – празд­ник уро­жая Ча­сок-Танг­ман (в кон­це но­яб­ря). Ри­туа­лы и празд­ни­ки со­про­во­ж­да­ют­ся со­стя­за­ния­ми в стрель­бе из лу­ка, пе­ни­ем ми­фов (мунд­хум), гим­нов (ни­сам­манг-се­ва). Тан­цы – со­про­во­ж­даю­щие сбор уро­жая (йеа-как­ма, дом­ке-ак­ма), изо­бра­жаю­щие ис­то­рич. бит­вы, во­ин­ские (на­хан­гма), жре­че­ские (яг­ранг­синг-ланг, пхунг­сок-ланг, тонг­синг-ланг); лю­бов­ные пес­ни и тан­цы: сак­па, кем­ба и др.

Лит.: Caplan L. Land and social change in East Nepal: a study of Hindu-tribal relations. L., 1970; Jones R. L., Jones S. K. The Himalayan woman: a study of Limbu women in marriage and divorce. Palo Alto, 1976; Driem G. van. A grammar of Limbu. B.; N. Y., 1987; Subba J. R. The philosophy and teachings of Yuma Samyo (Yumaism): the religion of Limboos of the Himalayan region. Gangtok, 1998.

Вернуться к началу