МА́ЙО
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
МА́ЙО (cамоназвания – йореме, йорем нокки; мн. ч. йоремем – почитающие традиции), индейский народ группы таракахита на северо-западе Мексики. Живут в бассейнах рек Майо (юг штата Сонора) и Рио-Фуэрте, Умайя и Синалоа (север штата Синалоа). Численность 79 тыс. чел. (2005, перепись). Говорят на яз. майо группы кахита таракахитской ветви семьи юто-астекских языков (юто-науа). Письменность на основе лат. графики; ведётся школьное обучение, радиовещание. Большинство говорят также на исп. яз. В осн. католики; распространены также протестантские милленаристские секты (пятидесятников и нативистов).
Предки М. – наследники культуры Уатабампо (2 в. до н. э. – 10 в. н. э.) в долинах в нижнем течении рек Майо и Рио-Фуэрте, её носители – народы юто-науа и хока, перешедшие от охоты и собирательства к земледелию. С 10–11 вв. (когда, по мнению некоторых учёных, сюда приходят племена кахита) устанавливаются связи с центрами сев.-мекс. культуры Касас-Грандес и с цивилизациями Центр. Мексики и Оахаки. Перед исп. завоеванием территориально-родств. группы М. (базироа, макойяхуи, суаке, бакабачи, коникори, тапахуи и др.) возглавлялись выборными воен. вождями, по праздникам собирались в культовых центрах; воевали со своими соседями яки. В кон. 16 в. среди М. основаны иезуитские миссии. В 1599 М. подписали акт о присоединении к исп. короне, в 1614–1616 переселены в посёлки при миссиях (7 первых построенных часовен стали священными центрами М.). В 18–19 вв. многократно участвовали вместе с яки в восстаниях против колониальных властей. В 1930-е гг. часть земель возвращена М. в форме эхидо.
Традиц. культура типична для индейцев Юго-Запада Сев. Америки. Осн. занятие – оросит. земледелие, в т. ч. на продажу; занимаются собирательством (плоды кактусов и др.), в дельтах рек и по побережью Калифорнийского зал. – рыболовством. Распространено домашнее ткачество на доиспанском горизонтальном станке, плетение, гончарство (большие сосуды для воды); новое ремесло – резьба из корня тополя на продажу (маленькие фигурки танцоров в церемониальных костюмах). Работают по найму на плантациях и в горнодобывающей пром-сти. Жилище из адоба или обмазанного глиной каркаса из тростника, веток дерева меските (Prosopsis glandulosa) и веток-трубок кактусов Pilosocereus alensis и Stenocereus thurberi; плоская наклонная крыша покрыта дёрном, соломой или пальмовыми листьями, спереди образует навес. Перед домом обязательно крест из меските. Для пищи характерны сушённое на солнце солёное и перчёное мясо (до испанцев – оленина, ныне преим. конское или ослиное – мачака), вяленая рыба. Сохраняется память о древних родах (в т. ч. в двойных фамилиях, соединяющих отцовскую и материнскую, в легендах о родах – основателях поселений). Общину возглавляет выборный вождь (кованагуа) и выборный совет старейшин. В общине играют главенствующую роль метисы (йорис), что является осн. причиной конфликтов. Распространена вера в духов природы: Итом Акаи (Отца-Солнце), Акаи Оола (Нашего Отца, хозяина Ийя Ания – Мира леса) – бога дождей, гл. покровителя М., и Баве Амио Ола (Хозяйку Бове Ания – Мира океана). Фольклор: мифы о творении, сказки, песни, историч. легенды. Сохраняют доиспанскую игру в каучуковый мяч. Практикуются знахарство, колдовство, толкование символики знаков из Йо Ания (Мира снов и галлюцинаций), при гадании и прорицании применяются наркотики. По церковным праздникам разыгрывают драматич. представления под аккопанемент скрипок, арф, водяного барабана и трещоток, исполняют танцы в масках шутов-Матачинов, Фарисеев (их предводитель Пилат выполняет роль распорядителя праздника, избирается на 3 года), Паскола и Оленя (олицетворяет Христа и прогоняет Паскола – силы зла).
Язык и культура М. быстро утрачиваются.