Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ЙО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 471

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: А. А. Бородатова

МА́ЙО (cамоназвания – йо­ре­ме, йо­рем нок­ки; мн. ч. йо­ре­мем – по­чи­таю­щие тра­ди­ции), ин­дей­ский на­род груп­пы тара­ка­хита

 >>
на се­ве­ро-за­па­де Мек­си­ки. Жи­вут в бас­сей­нах рек Майо (юг шта­та Со­но­ра) и Рио-Фу­эр­те, Умайя и Си­на­лоа (се­вер шта­та Си­на­лоа). Чис­лен­ность 79 тыс. чел. (2005, пе­ре­пись). Го­во­рят на яз. майо груп­пы ка­хи­та та­ра­ка­хит­ской вет­ви се­мьи юто-ас­тек­ских язы­ков
 >>
(юто-на­уа). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки; ве­дёт­ся школь­ное обу­че­ние, ра­дио­ве­ща­ние. Боль­шин­ст­во го­во­рят так­же на исп. яз. В осн. ка­то­ли­ки; рас­про­стра­не­ны так­же про­тес­тант­ские мил­ле­на­ри­ст­ские сек­ты (пя­ти­де­сят­ни­ков и на­ти­ви­стов).

Пред­ки М. – на­след­ни­ки куль­ту­ры Уа­та­бам­по (2 в. до н. э. – 10 в. н. э.) в до­ли­нах в ниж­нем те­че­нии рек Майо и Рио-Фу­эр­те, её но­си­те­ли – на­ро­ды юто-на­уа и хо­ка

 >>
, пе­ре­шед­шие от охо­ты и со­би­ра­тель­ст­ва к зем­ле­де­лию. С 10–11 вв. (ко­гда, по мне­нию не­ко­то­рых учё­ных, сю­да при­хо­дят пле­ме­на ка­хи­та) ус­та­нав­ли­ва­ют­ся свя­зи с цен­тра­ми сев.-мекс. куль­ту­ры Ка­сас-Гран­дес и с ци­ви­ли­за­ция­ми Центр. Мек­си­ки и Оа­ха­ки. Пе­ред исп. за­вое­ва­ни­ем тер­ри­то­ри­аль­но-родств. груп­пы М. (ба­зи­роа, ма­кой­яхуи, суа­ке, ба­ка­ба­чи, ко­ни­ко­ри, та­пахуи и др.) воз­глав­ля­лись вы­бор­ны­ми во­ен. во­ж­дя­ми, по празд­ни­кам со­би­ра­лись в куль­то­вых цен­трах; вое­ва­ли со свои­ми со­се­дя­ми яки. В кон. 16 в. сре­ди М. ос­но­ва­ны ие­зу­ит­ские мис­сии. В 1599 М. под­пи­са­ли акт о при­сое­ди­не­нии к исп. ко­ро­не, в 1614–1616 пе­ре­се­ле­ны в по­сёл­ки при мис­си­ях (7 пер­вых по­стро­ен­ных ча­со­вен ста­ли свя­щен­ны­ми цен­тра­ми М.). В 18–19 вв. мно­го­крат­но уча­ст­во­ва­ли вме­сте с яки в вос­ста­ни­ях про­тив ко­ло­ни­аль­ных вла­стей. В 1930-е гг. часть зе­мель воз­вра­ще­на М. в фор­ме эхи­до.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев

 >>
Юго-За­па­да Сев. Аме­ри­ки. Осн. за­ня­тие – оро­сит. зем­ле­де­лие, в т. ч. на про­да­жу; за­ни­ма­ют­ся со­би­ра­тель­ст­вом (пло­ды как­ту­сов и др.), в дель­тах рек и по по­бе­ре­жью Ка­ли­фор­ний­ско­го зал. – ры­бо­лов­ст­вом. Рас­про­стра­не­но до­маш­нее тка­че­ст­во на до­ис­пан­ском го­ри­зон­таль­ном стан­ке, пле­те­ние, гон­чар­ст­во (боль­шие со­су­ды для во­ды); но­вое ре­мес­ло – резь­ба из кор­ня то­по­ля на про­да­жу (ма­лень­кие фи­гур­ки тан­цо­ров в це­ре­мо­ни­аль­ных кос­тю­мах). Ра­бо­та­ют по най­му на план­та­ци­ях и в гор­но­до­бы­ваю­щей пром-сти. Жи­ли­ще из адо­ба или об­ма­зан­но­го гли­ной кар­ка­са из тро­ст­ни­ка, ве­ток де­ре­ва мес­ки­те (Prosopsis glan­du­losa) и ве­ток-тру­бок как­ту­сов Pilo­so­ce­reus alensis и Stenocereus thurberi; пло­ская на­клон­ная кры­ша по­кры­та дёр­ном, со­ло­мой или паль­мо­вы­ми ли­сть­я­ми, спе­ре­ди об­ра­зу­ет на­вес. Пе­ред до­мом обя­за­тель­но крест из мес­ки­те. Для пи­щи ха­рак­тер­ны су­шён­ное на солн­це со­лё­ное и пер­чё­ное мя­со (до ис­пан­цев – оле­ни­на, ны­не пре­им. кон­ское или ос­ли­ное – ма­ча­ка), вя­ле­ная ры­ба. Со­хра­ня­ет­ся па­мять о древ­них ро­дах (в т. ч. в двой­ных фа­ми­ли­ях, со­еди­няю­щих от­цов­скую и ма­те­рин­скую, в ле­ген­дах о ро­дах – ос­но­ва­те­лях по­се­ле­ний). Об­щи­ну воз­глав­ля­ет вы­бор­ный вождь (ко­ва­на­гуа) и вы­бор­ный со­вет ста­рей­шин. В об­щи­не иг­ра­ют гла­вен­ст­вую­щую роль ме­ти­сы (йо­рис), что яв­ля­ет­ся осн. при­чи­ной кон­флик­тов. Рас­про­стра­не­на ве­ра в ду­хов при­ро­ды: Итом Акаи (От­ца-Солн­це), Акаи Оо­ла (На­ше­го От­ца, хо­зяи­на Ийя Ания – Ми­ра ле­са) – бо­га до­ж­дей, гл. по­кро­ви­те­ля М., и Ба­ве Амио Ола (Хо­зяй­ку Бо­ве Ания – Ми­ра океа­на). Фольк­лор: ми­фы о тво­ре­нии, сказ­ки, пес­ни, ис­то­рич. ле­ген­ды. Со­хра­ня­ют до­ис­пан­скую иг­ру в кау­чу­ко­вый мяч. Прак­ти­ку­ют­ся зна­хар­ст­во, кол­дов­ст­во, тол­ко­ва­ние сим­во­ли­ки зна­ков из Йо Ания (Ми­ра снов и гал­лю­ци­на­ций), при га­да­нии и про­ри­ца­нии при­ме­ня­ют­ся нар­ко­ти­ки. По цер­ков­ным празд­ни­кам ра­зыг­ры­ва­ют дра­ма­тич. пред­став­ле­ния под ак­ко­па­не­мент скри­пок, арф, во­дя­но­го ба­ра­ба­на и тре­що­ток, ис­пол­ня­ют тан­цы в мас­ках шу­тов-Ма­та­чи­нов, Фа­ри­се­ев (их пред­во­ди­тель Пи­лат вы­пол­ня­ет роль рас­по­ря­ди­те­ля празд­ни­ка, из­би­ра­ет­ся на 3 го­да), Пас­ко­ла и Оле­ня (оли­це­тво­ря­ет Хри­ста и про­го­ня­ет Пас­ко­ла – си­лы зла).

Язык и куль­ту­ра М. бы­ст­ро ут­ра­чи­ва­ют­ся.

Лит.: Spicer E. H. The Yaqui and the Mayo // Handbook of Middle American Indians. Austin, 1969. Vol. 8; Crumrine N. R. The Mayo Indi­ans of Sonora: a people who refuse to die. Tuc­son, 1977; idem. Mayo // Handbook of North American Indians. Wash., 1983. Vol. 10; La herencia de la conquista. Méx., 1986; Génesis y desarrollo de la cultura mayo de Sonora. Ciudad Obregón, 1987; Rodríguez M. A. El pueblo mayo de Sinaloa // El Noroeste de Mé­xico. Sus culturas étnicas. Méx., 1991; Aguilar Zeleny A. S. Los mayos // Etnografía con­tem­po­ránea de los pueblos indígenas de México. Méx., 1995. Vol. 7; Yetman D., Van Deven­der T. R. Mayo ethnobotany: land, history and traditional knowledge in northwest Me­xico. Berk., 2002.

Вернуться к началу