Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КХО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 503

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. П. Селиванова

КХО (кхо­вар, чит­раль­цы), на­род на се­ве­ре Па­киста­на (в осн. Сев.-Зап. по­гра­нич­ная пров. и пров. Пенд­жаб) и на се­ве­ро-запа­де Ин­дии (в осн. шта­ты Джам­му и Каш­мир). Жи­вут на тер­ри­то­рии быв. кн-ва Чит­рал. Чис­лен­ность ок. 240 тыс. чел. (2008, оцен­ка). Го­во­рят на яз. кхо­ва­ри (чит­ра­ли, или ар­нийя) под­груп­пы дард­ских язы­ков. Пред­при­ня­ты по­пыт­ки соз­да­ния пись­мен­но­сти на лат. и араб. гра­фич. ос­но­ве. Рас­про­стра­не­ны так­же пуш­ту, ур­ду и англ. яз. К. – му­суль­ма­не (в осн. шии­ты-ис­маи­ли­ты).

Счи­та­ют­ся наи­бо­лее ира­ни­зи­ро­ван­ным дард­ским на­ро­дом. В древ­но­сти ис­пы­та­ли влия­ние бак­трий­цев и ку­шан. С ку­шан­ско­го вре­ме­ни рас­про­стра­нял­ся буд­дизм, с 9 в. – ис­лам. В 16 в. здесь пра­ви­ла ди­на­стия му­сульм. князей (мех­тер) из ро­да вы­ход­ца из Хо­ра­са­на Ба­бы Ай­ю­ба, воз­во­див­ше­го свой род к Ти­му­ру. В кон. 18 в. но­ми­наль­но приз­на­ли власть Ки­тая. С сер. 19 в. чит­раль­ские мех­те­ры бы­ли за­ви­си­мы от Каш­ми­ра, с 1911 – от Ве­ли­ко­бри­та­нии, с 1947 – от Па­ки­ста­на, в 1971 Чит­рал пол­но­стью вклю­чён в со­став Па­ки­ста­на.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов гор­ных до­лин Юж. Азии. За­ни­ма­ют­ся па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем (пше­ни­ца, яч­мень, про­со, бо­бо­вые куль­ту­ры, ку­ку­ру­за), вы­ра­щи­ва­ют фрук­ты, раз­во­дят круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот (осо­бен­но це­нят­ся ко­зы, счи­таю­щие­ся «чи­сты­ми», в пер­вую оче­редь при­год­ны­ми для жерт­во­при­но­ше­ний, жи­вот­ны­ми). Раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву, об­ра­бот­ка ме­тал­ла (осо­бен­но куз­неч­ное и мед­ное де­ло, в т. ч. в прош­лом – про­из-во ору­жия на экс­порт); ре­мес­лен­ни­ки за­ни­ма­ли низ­кое по­ло­же­ние (близ­кое к ра­бам). Су­щест­во­ва­ли по­вин­но­сти (бе­гар) по строи­тель­ст­ву до­рог и пе­ре­нос­ке гру­зов. Гл. ком­на­та в до­ме име­ет свя­щен­ный очаг (гулк­хан) в цент­ре, кры­ша со све­то­ды­мо­вым от­вер­сти­ем опи­ра­ет­ся на стол­бы (столб у зад­ней сте­ны – ше­ро­тун – счи­та­ет­ся свя­щен­ным цент­ром до­ма); обя­за­тель­но име­ет­ся ком­на­та для го­стей. Со­хра­ни­лись сле­ды обо­ро­нит. со­ору­же­ний 4–3 вв. до н. э. – ка­мен­ных стен со сто­ро­же­вы­ми баш­ня­ми. Одеж­да – ши­ро­кие шта­ны и ру­ба­хи. Муж­чи­ны но­сят тюр­бан или т. н. чи­траль­скую круг­лую шер­стя­ную шап­ку ти­па бе­ре­та с ва­ли­ком, жен­щи­ны – вы­ши­тую круг­лую ша­поч­ку и пла­ток. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу. Об­щест­во раз­де­ля­лось на ари­сто­кра­тию (адам-за­де), мел­ких зем­ле­вла­дель­цев (ар­баб-за­де) и про­сто­на­ро­дье (фа­кир-мис­ки­ны, букв. – бед­ня­ки). Об­щи­на (грам) ор­га­ни­зу­ет об­ществ. ра­бо­ты, про­во­дит празд­ни­ки (на­ча­ло по­ле­вых ра­бот, вы­гон ско­та на лет­ние паст­би­ща, сбор уро­жая и др.). На празд­ник уро­жая из­го­ня­ют злых ду­хов, об­хо­дя де­рев­ню с пал­ка­ми, гром­ки­ми кри­ка­ми и пес­ня­ми; празд­ник со­про­вож­да­ет­ся обиль­ной едой и вы­пив­кой (хмель­ной на­пи­ток из ри­са). Об­ря­ды про­во­дит ша­ман, из­вест­ны по­кло­не­ние ду­хам-пе­ри, по­чи­та­ние де­рев. идо­лов, охот­ни­чьи ри­туа­лы; в очи­стит. об­ря­дах ис­поль­зу­ют мож­же­вель­ник и др. силь­но­пах­ну­щие ра­сте­ния, на­но­сят узо­ры из му­ки в до­ме, по­сы­па­ют ею че­ло­ве­ка и т. п. Осн. муз. ин­стру­мен­ты – си­тар, флей­та, удар­ные. Из­вест­ны ме­ло­дии для со­про­вож­де­ния игр (кон­ное по­ло), во­ен. по­хо­дов и боя и др.

Лит.: Рус­та­мов У. А. При­гин­ду­куш­ские кня­же­ст­ва Се­вер­ной Ин­дии в кон­це XIX – на­ча­ле XX вв. Таш., 1956; На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963; Йет­тмар К. Ре­ли­гии Гин­ду­ку­ша. М., 1986; L’Homme E. Parlons khowar: lan­gue et culture de l’ancien royaume de Chitral au Pakistan. P., 1999.

Вернуться к началу