КХО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КХО (кховар, читральцы), народ на севере Пакистана (в осн. Сев.-Зап. пограничная пров. и пров. Пенджаб) и на северо-западе Индии (в осн. штаты Джамму и Кашмир). Живут на территории быв. кн-ва Читрал. Численность ок. 240 тыс. чел. (2008, оценка). Говорят на яз. кховари (читрали, или арнийя) подгруппы дардских языков. Предприняты попытки создания письменности на лат. и араб. графич. основе. Распространены также пушту, урду и англ. яз. К. – мусульмане (в осн. шииты-исмаилиты).
Считаются наиболее иранизированным дардским народом. В древности испытали влияние бактрийцев и кушан. С кушанского времени распространялся буддизм, с 9 в. – ислам. В 16 в. здесь правила династия мусульм. князей (мехтер) из рода выходца из Хорасана Бабы Айюба, возводившего свой род к Тимуру. В кон. 18 в. номинально признали власть Китая. С сер. 19 в. читральские мехтеры были зависимы от Кашмира, с 1911 – от Великобритании, с 1947 – от Пакистана, в 1971 Читрал полностью включён в состав Пакистана.
Традиц. культура типична для народов горных долин Юж. Азии. Занимаются пашенным земледелием (пшеница, ячмень, просо, бобовые культуры, кукуруза), выращивают фрукты, разводят крупный и мелкий рогатый скот (особенно ценятся козы, считающиеся «чистыми», в первую очередь пригодными для жертвоприношений, животными). Развиты резьба по дереву, обработка металла (особенно кузнечное и медное дело, в т. ч. в прошлом – произ-во оружия на экспорт); ремесленники занимали низкое положение (близкое к рабам). Существовали повинности (бегар) по строительству дорог и переноске грузов. Гл. комната в доме имеет священный очаг (гулкхан) в центре, крыша со светодымовым отверстием опирается на столбы (столб у задней стены – шеротун – считается священным центром дома); обязательно имеется комната для гостей. Сохранились следы оборонит. сооружений 4–3 вв. до н. э. – каменных стен со сторожевыми башнями. Одежда – широкие штаны и рубахи. Мужчины носят тюрбан или т. н. читральскую круглую шерстяную шапку типа берета с валиком, женщины – вышитую круглую шапочку и платок. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа. Сиблинги делятся по полу. Общество разделялось на аристократию (адам-заде), мелких землевладельцев (арбаб-заде) и простонародье (факир-мискины, букв. – бедняки). Община (грам) организует обществ. работы, проводит праздники (начало полевых работ, выгон скота на летние пастбища, сбор урожая и др.). На праздник урожая изгоняют злых духов, обходя деревню с палками, громкими криками и песнями; праздник сопровождается обильной едой и выпивкой (хмельной напиток из риса). Обряды проводит шаман, известны поклонение духам-пери, почитание дерев. идолов, охотничьи ритуалы; в очистит. обрядах используют можжевельник и др. сильнопахнущие растения, наносят узоры из муки в доме, посыпают ею человека и т. п. Осн. муз. инструменты – ситар, флейта, ударные. Известны мелодии для сопровождения игр (конное поло), воен. походов и боя и др.