КО́НГО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́НГО [самоназвание – mukongo (ед. ч.), bakongo (мн. ч.)], народ группы банту в Экваториальной Африке. Живут на юго-западе Демократич. Республики Конго (ДРК; пров. Нижнее Конго), юге Республики Конго (РК; области Буэнза, Куилу, юг Ниари и Пул) и на севере Анголы (провинции Кабинда, Зайри, Уиже). Крупнейшие группы – конго (1,8 млн. чел. в Анголе, 1,5 млн. чел. в ДРК и 635 тыс. чел. в РК), конго сан-сальвадор (682 тыс. чел. в ДРК и 424 тыс. чел. в РК), йомбе (845 тыс. чел. в ДРК), сунди (453 тыс. чел. в ДРК и 127 тыс. чел. в РК), бембе (420 тыс. чел. в ДРК), лари (лали; 113 тыс. чел. в РК), куньи (100 тыс. чел. в РК). Общая численность в ДРК 3,9 млн. чел., Анголе – 2,2 млн. чел., РК – 990 тыс. чел. (2009, оценка). Говорят на языке конго. Большинство – христиане (католики и протестанты), в некоторых группах до 40% придерживаются традиц. религий; есть незначит. число мусульман-суннитов. Распространены афрохристианские церкви и секты: кимбангизм в Демократич. Республике Конго; с 1930–40-х гг. – мацуизм во Франц. Конго, в Бельг. Конго с 1930-х гг. – «миссия чёрных» Симона Мпади, с 1950-х гг. – «чёрного пророка» Току.
Предки К. переселились на совр. территорию не позднее сер. 1-го тыс. до н. э. В 13–18 вв. составили этнич. основу гос. образования Конго во главе с верховным правителем (маниконго) со столицей в Мбанза-Конго (с нач. 16 в. Сан-Салвадор); др. города (мбанза) были центрами провинций. Конго объединяло неск. вождеств (крупнейшие – Сунди на территории совр. Анголы; Каконго, Лоанго, Анзика на территории совр. РК), занимало регион между р. Данде на юге, оз. Малебо на востоке и р. Конго на севере. С появлением португальцев (1480-е гг.) высшая знать во главе с маниконго Жуаном I была обращена в христианство; в нач. 16 в. создан диоцез во главе с еп. Энрике, сыном маниконго. Между приверженцами и противниками христианства шла постоянная борьба (тем более что миссионеры участвовали в работорговле). В сер. 16 в. португальцы были изгнаны из страны. В 1568 в страну вторглись яга (возможные предки зап. теке, или яка), разрушившие её столицу. Для борьбы с яга были вновь призваны португальцы, и во 2-й пол. 16 в. Конго попало в вассальную зависимость от них. После подавления т. н. антонианской ереси государство распалось. Вторичная христианизация прошла в кон. 19 в. В 1950-е гг. К. составили этнич. основу Альянса народа баконго (АБАКО), выступавшего за воссоздание гос-ва К. (в 1955 возглавлен Ж. Касавубу), в 1954 – Союза народов Севера Анголы.
Традиц. культура типична для народов Экваториальной Африки. Осн. занятия – переложное мотыжное земледелие (сорго, фасоль, бобы, батат, ямс, масличная и кокосовая пальмы; с нач. 17 в. – кукуруза и маниок; в колониальное время – гевея), охота (в т. ч. в прошлом мор. охота на ламантина), рыболовство. Животноводство было развито слабо из-за распространения мухи цеце. Традиц. ремёсла: кузнечное и металлургия (особо престижные), ткацкое (на вертикальном станке из волокон пальмы-рафии и трав), изготовление лодок-однодеревок (вмещавших до 100 чел.); среди женщин – плетение и гончарство (с прочерченным геометрическим и зооморфным орнаментом). Бытовали денежные эквиваленты – раковины-нзимбу (собственность маниконго) и куски ткани – макута. Традиц. поселение (либата) – уличной планировки, жилище прямоугольное. Многие К. живут в городах (Киншаса, Браззавиль, Сан-Салвадор, Матади и др.), сложилась интеллигенция. К кон. 20 в. расселились по всему бассейну р. Конго. Одежда знати – туникообразная рубаха и накидка через одно плечо у мужчин, три юбки разной длины и накидка до пояса у женщин; обувь (сандалии, сапоги), остроконечные шапки. Сохраняется матрилинейный счёт родства, титулатура маниконго; до 20 в. бытовал матрилинейный род (канда), носивший имя прародительницы и владевший земельными наделами. Глава самого влиятельного рода (в 16–17 вв. им могла быть и женщина) становился главой деревни. Традиц. семья – большая полигинная. Ведущую роль в общине играли потомки первопоселенцев. Система терминов родства бифуркативного типа с генерац. скосом кроу; сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу.
Распространён культ предков (бакулу), с которым был связан культ маниконго. Поклонялись духам-покровителям скал, деревьев, камней, радуге-змею Мбумба; в роли верховного божества в одних группах выступала прародительница Нзамби, в других – мужское божество Нзамби Мпунгу. Верили в злых духов (банкита и мамба), магию и колдовство. Культовые центры – «дома бакулу» в деревнях, где хранились реликвии и поддерживался священный огонь. На могилах предков ставили мужские и женские каменные статуи (минтади). Древнейшие памятники иск-ва дошли от 17 в. Была развита резьба по слоновой кости (скипетры, колокольчики, рукояти опахал). В резьбе по дереву выделяются стилистич. подгруппы: стиль баконго (на западе ДРК) и стиль кванго (в р-не р. Кванго, пров. Бандунду на западе ДРК). Характерны фигуры женщины с ребёнком (возможно, под влиянием христианской иконографии); фигурки духов-нкиси, часто с отверстиями на животе для «кормления», иногда дополненные кусочками стекла или гвоздями (что символизировало ритуальное убийство); изображения европейцев (врачей, чиновников), христианских святых; жанровая скульптура (в т. ч. на крышках сосудов); полихромные (белый, чёрный, красный цвета) маски. Устное творчество включает поговорки, басни, притчи, сказки (в осн. этиологические и о животных). Традиц. формы музыки и танца сохраняются среди сельского населения, входят в ритуалы культа предков, календарные обряды; особое значение музыка имеет в традиц. практике врачевания. Муз. инструментарий включает гонги, ламеллафоны, щелевые барабаны, цитры, арфы, музыкальные луки и др. Для хорового пения характерны полиритмия, использование звукоподражаний. Гор. развлекательные формы музыки и танца представлены стилем кваса, конголезской румбой, соукос, ндомболо и др. Песни и танцы К. вошли в репертуар труппы Нац. балета ДРК (создан в 1972). Появились проф. писатели (франкоязычные – в РК и ДРК, португалоязычные – в Анголе; наиболее известны Чикайя У Тамси, А. Р. Боламба), скульпторы, художники. С 1930-х гг. возникла живопись в стиле Пото-Пото (по названию бедняцкого квартала в Браззавиле).