Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́НГО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 737

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. С. Львова; А. С. Алпатова (устное творчество); Г. В. Дзибель (система терминов родства)
В деревне конго.

КО́НГО [са­мо­на­зва­ние – mukongo (ед. ч.), bakongo (мн. ч.)], на­род груп­пы бан­ту в Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ке. Жи­вут на юго-за­па­де Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ки Кон­го (ДРК; пров. Ниж­нее Кон­го), юге Рес­пуб­ли­ки Кон­го (РК; об­лас­ти Бу­эн­за, Куи­лу, юг Ниа­ри и Пул) и на се­ве­ре Ан­го­лы (про­вин­ции Ка­бин­да, Зай­ри, Уи­же). Круп­ней­шие груп­пы – кон­го (1,8 млн. чел. в Ан­го­ле, 1,5 млн. чел. в ДРК и 635 тыс. чел. в РК), кон­го сан-саль­ва­дор (682 тыс. чел. в ДРК и 424 тыс. чел. в РК), йом­бе (845 тыс. чел. в ДРК), сун­ди (453 тыс. чел. в ДРК и 127 тыс. чел. в РК), бем­бе (420 тыс. чел. в ДРК), ла­ри (ла­ли; 113 тыс. чел. в РК), ку­ньи (100 тыс. чел. в РК). Об­щая чис­лен­ность в ДРК 3,9 млн. чел., Ан­го­ле – 2,2 млн. чел., РК – 990 тыс. чел. (2009, оцен­ка). Го­во­рят на язы­ке кон­го. Боль­шин­ст­во – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты), в не­ко­то­рых груп­пах до 40% при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ре­ли­гий; есть не­зна­чит. чис­ло му­суль­ман-сун­ни­тов. Рас­про­стра­не­ны аф­ро­хри­сти­ан­ские цер­к­ви и сек­ты: ким­бан­гизм в Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ке Кон­го; с 1930–40-х гг.  ма­цу­изм во Франц. Кон­го, в Бельг. Кон­го с 1930-х гг.  «мис­сия чёр­ных» Си­мо­на Мпа­ди, с 1950-х гг.  «чёр­но­го про­ро­ка» То­ку.

Деревянная скульптура конго: 1 – мужская фигурка с вбитыми гвоздями. Дерево. Частная коллекция (Париж); 2 – статуэтка, изображающая колониального чиновника. Раскрашенное дерево. Музей Ритб...

Пред­ки К. пе­ре­се­ли­лись на совр. тер­ри­то­рию не позд­нее сер. 1-го тыс. до н. э. В 13–18 вв. со­ста­ви­ли эт­нич. ос­но­ву гос. об­ра­зо­ва­ния Кон­го во гла­ве с вер­хов­ным пра­ви­те­лем (ма­ни­кон­го) со сто­ли­цей в Мбан­за-Кон­го (с нач. 16 в. Сан-Сал­ва­дор); др. го­ро­да (мбан­за) бы­ли цен­тра­ми про­вин­ций. Кон­го объ­е­ди­ня­ло неск. во­ж­деств (круп­ней­шие – Сун­ди на тер­ри­то­рии совр. Ан­го­лы; Ка­кон­го, Ло­ан­го, Ан­зи­ка на тер­ри­то­рии совр. РК), за­ни­ма­ло ре­ги­он ме­ж­ду р. Дан­де на юге, оз. Ма­ле­бо на вос­то­ке и р. Кон­го на се­ве­ре. С по­яв­ле­ни­ем пор­ту­галь­цев (1480-е гг.) выс­шая знать во гла­ве с ма­ни­кон­го Жуа­ном I бы­ла об­ра­ще­на в хри­сти­ан­ст­во; в нач. 16 в. соз­дан дио­цез во гла­ве с еп. Эн­ри­ке, сы­ном ма­ни­кон­го. Ме­ж­ду при­вер­жен­ца­ми и про­тив­ни­ка­ми хри­сти­ан­ст­ва шла по­сто­ян­ная борь­ба (тем бо­лее что мис­сио­не­ры уча­ст­во­ва­ли в ра­бо­тор­гов­ле). В сер. 16 в. пор­ту­галь­цы бы­ли из­гна­ны из стра­ны. В 1568 в стра­ну вторг­лись яга (воз­мож­ные пред­ки зап. те­ке, или яка), раз­ру­шив­шие её сто­ли­цу. Для борь­бы с яга бы­ли вновь при­зва­ны пор­ту­галь­цы, и во 2-й пол. 16 в. Кон­го по­па­ло в вас­саль­ную за­ви­си­мость от них. По­сле по­дав­ле­ния т. н. ан­то­ни­ан­ской ере­си го­су­дар­ст­во рас­па­лось. Вто­рич­ная хри­стиа­ни­за­ция про­шла в кон. 19 в. В 1950-е гг. К. со­ста­ви­ли эт­нич. ос­но­ву Аль­ян­са на­ро­да ба­кон­го (АБАКО), вы­сту­пав­ше­го за вос­соз­да­ние гос-ва К. (в 1955 воз­глав­лен Ж. Ка­са­ву­бу), в 1954 – Сою­за на­ро­дов Се­ве­ра Ан­го­лы.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тия – пе­ре­лож­ное мо­тыж­ное зем­ле­де­лие (сор­го, фа­соль, бо­бы, ба­тат, ямс, мас­лич­ная и ко­ко­со­вая паль­мы; с нач. 17 в.  ку­ку­ру­за и ма­ни­ок; в ко­ло­ни­аль­ное вре­мя – ге­вея), охо­та (в т. ч. в про­шлом мор. охо­та на ла­ман­ти­на), ры­бо­лов­ст­во. Жи­вот­но­вод­ст­во бы­ло раз­ви­то сла­бо из-за рас­про­стра­не­ния му­хи це­це. Тра­диц. ре­мёс­ла: куз­неч­ное и ме­тал­лур­гия (осо­бо пре­стиж­ные), ткац­кое (на вер­ти­каль­ном стан­ке из во­ло­кон паль­мы-ра­фии и трав), из­го­тов­ле­ние ло­док-од­но­де­ре­вок (вме­щав­ших до 100 чел.); сре­ди жен­щин – пле­те­ние и гон­чар­ст­во (с про­чер­чен­ным гео­мет­ри­че­ским и зоо­морф­ным ор­на­мен­том). Бы­то­ва­ли де­неж­ные эк­ви­ва­лен­ты – ра­ко­ви­ны-нзим­бу (соб­ст­вен­ность ма­ни­кон­го) и кус­ки тка­ни – ма­ку­та. Тра­диц. по­се­ле­ние (ли­ба­та) – улич­ной пла­ни­ров­ки, жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное. Мно­гие К. жи­вут в го­ро­дах (Кин­ша­са, Браз­за­виль, Сан-Сал­ва­дор, Ма­та­ди и др.), сло­жи­лась ин­тел­ли­ген­ция. К кон. 20 в. рас­се­ли­лись по все­му бас­сей­ну р. Кон­го. Оде­ж­да зна­ти – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха и на­кид­ка че­рез од­но пле­чо у муж­чин, три юб­ки раз­ной дли­ны и на­кид­ка до поя­са у жен­щин; обувь (сан­да­лии, са­по­ги), ост­ро­ко­неч­ные шап­ки. Со­хра­ня­ет­ся мат­ри­ли­ней­ный счёт род­ст­ва, ти­ту­ла­ту­ра ма­ни­кон­го; до 20 в. бы­то­вал мат­ри­ли­ней­ный род (кан­да), но­сив­ший имя пра­ро­ди­тель­ни­цы и вла­дев­ший зе­мель­ны­ми на­де­ла­ми. Гла­ва са­мо­го влия­тель­но­го ро­да (в 16–17 вв. им мог­ла быть и жен­щи­на) ста­но­вил­ся гла­вой де­рев­ни. Тра­диц. се­мья – боль­шая по­ли­гин­ная. Ве­ду­щую роль в об­щи­не иг­ра­ли по­том­ки пер­во­по­се­лен­цев. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с ге­не­рац. ско­сом кроу; сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу.

Рас­про­стра­нён культ пред­ков (ба­ку­лу), с ко­то­рым был свя­зан культ ма­ни­кон­го. По­кло­ня­лись ду­хам-по­кро­ви­те­лям скал, де­ревь­ев, кам­ней, ра­ду­ге-змею Мбум­ба; в ро­ли вер­хов­но­го бо­же­ст­ва в од­них груп­пах вы­сту­па­ла пра­ро­ди­тель­ни­ца Нзам­би, в дру­гих – муж­ское бо­же­ст­во Нзам­би Мпун­гу. Ве­ри­ли в злых ду­хов (бан­ки­та и мам­ба), ма­гию и кол­дов­ст­во. Куль­то­вые цен­тры – «до­ма ба­ку­лу» в де­рев­нях, где хра­ни­лись ре­ли­к­вии и под­дер­жи­вал­ся свя­щен­ный огонь. На мо­ги­лах пред­ков ста­ви­ли муж­ские и жен­ские ка­мен­ные ста­туи (мин­та­ди). Древ­ней­шие па­мят­ни­ки иск-ва дош­ли от 17 в. Бы­ла раз­ви­та резь­ба по сло­но­вой кос­ти (ски­пет­ры, ко­ло­коль­чи­ки, ру­ко­яти опа­хал). В резь­бе по де­ре­ву вы­де­ля­ют­ся сти­ли­стич. под­груп­пы: стиль ба­кон­го (на за­па­де ДРК) и стиль кван­го (в р-не р. Кван­го, пров. Бан­дун­ду на за­па­де ДРК). Ха­рак­тер­ны фи­гу­ры жен­щи­ны с ре­бён­ком (воз­мож­но, под влия­ни­ем хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии); фи­гур­ки ду­хов-нки­си, час­то с от­вер­стия­ми на жи­во­те для «корм­ле­ния», ино­гда до­пол­нен­ные ку­соч­ка­ми стек­ла или гвоз­дя­ми (что сим­во­ли­зи­ро­ва­ло ри­ту­аль­ное убий­ст­во); изо­бра­же­ния ев­ро­пей­цев (вра­чей, чи­нов­ни­ков), хри­сти­ан­ских свя­тых; жан­ро­вая скульп­ту­ра (в т. ч. на крыш­ках со­су­дов); по­ли­хром­ные (бе­лый, чёр­ный, крас­ный цве­та) мас­ки. Уст­ное твор­че­ст­во вклю­ча­ет по­го­вор­ки, бас­ни, прит­чи, сказ­ки (в осн. этио­ло­ги­че­ские и о жи­вот­ных). Тра­диц. фор­мы му­зы­ки и тан­ца со­хра­ня­ют­ся сре­ди сель­ско­го на­се­ле­ния, вхо­дят в ри­туа­лы куль­та пред­ков, ка­лен­дар­ные об­ря­ды; осо­бое зна­че­ние му­зы­ка име­ет в тра­диц. прак­ти­ке вра­че­ва­ния. Муз. ин­ст­ру­мен­та­рий вклю­ча­ет гон­ги, ла­мел­ла­фо­ны, ще­ле­вые ба­ра­ба­ны, цит­ры, ар­фы, му­зы­каль­ные лу­ки и др. Для хо­ро­во­го пе­ния ха­рак­тер­ны по­ли­рит­мия, ис­поль­зо­ва­ние зву­ко­под­ра­жа­ний. Гор. раз­вле­ка­тель­ные фор­мы му­зы­ки и тан­ца пред­став­ле­ны сти­лем ква­са, кон­го­лез­ской рум­бой, со­укос, ндом­бо­ло и др. Пес­ни и тан­цы К. во­шли в ре­пер­ту­ар труп­пы Нац. ба­ле­та ДРК (соз­дан в 1972). По­яви­лись проф. пи­са­те­ли (фран­коя­зыч­ные – в РК и ДРК, пор­ту­га­лоя­зыч­ные – в Ан­го­ле; наи­бо­лее из­вест­ны Чи­кайя У Там­си, А. Р. Бо­лам­ба), скульп­то­ры, ху­дож­ни­ки. С 1930-х гг. воз­ник­ла жи­во­пись в сти­ле По­то-По­то (по на­зва­нию бед­няц­ко­го квар­та­ла в Браз­за­ви­ле).

Лит.: Wing J. van. Études Bakongo: so­cio­lo­gie, religion et magie. 2 èd. Bruges, 1959; Оль­де­рог­ге Д. А. Си­сте­ма род­ст­ва ба­кон­го в XVIII в. // Аф­ри­кан­ский эт­но­гра­фи­чес­кий сбор­ник. М.; Л., 1959. [Т.] 3; Ор­ло­ва А. С. Ис­то­рия го­су­дар­ст­ва Кон­го. М., 1968; Weeks J. H. Among the primitive Bakongo. 2nd ed. N. Y., 1969; MacGaffey W. Custom and Government in the Lower Congo. Berk., 1970; Thompson V., Adloff R. Historical dictionary of the Peopleʼs Republic of Congo. 2nd ed. Metuchen, 1984; Okeke Ch. Kongo. N. Y., 1996; Mukenge T. Culture and customs of the Congo. Westport, 2002.

Вернуться к началу