Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕРЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. П. Батьянова

КЕРЕ́КИ (самоназвания анкалгакку – приморские люди, аракыкку – от чукотского кэрэкит), народ в России. Жили в селе Мейныпильгыно в Беринговском районе Чукотского автономного округа. Численность 4 чел., из них в Чукотском автономном округе 1 чел. (2010, перепись). Говорили в осн. по-чукотски и по-русски, пассивно сохранялся также керекский язык.

Пер­во­на­чаль­но за­ни­ма­ли по­бе­ре­жье Бе­рин­го­ва моря от Ана­дыр­ско­го ли­ма­на до ус­тья реки Опу­ка. По пред­по­ло­же­нию В. Г. Бо­го­раза, К. про­изош­ли в ре­зуль­та­те сме­ше­ния ко­ря­ков (чав­чу­ве­нов и олю­тор­цев) и чук­чей с эс­ки­мо­са­ми. Ар­хео­ло­ги вы­де­ля­ют древ­не­ке­рек­скую ар­хео­ло­гич. куль­ту­ру (с 1-й пол. 1-го тыс. до н. э.), про­ис­хо­ж­де­ние ко­то­рой свя­зы­ва­ют с об­щим про­то­эска­ле­уто-итель­мен­ским эт­нич. пла­стом (Н. Н. Ди­ков). Вы­де­ля­лись груп­пы на­ва­рин­ских, или мей­ныпиль­гын­ских (са­мо­на­зва­ние ый­у­лал­га­лак­ку – верх­ние), и ха­тыр­ских (са­мо­назва­ние иу­ты­лал­гак­ку – ниж­ние) кереков. В 19–20 вв. К. обыч­но от­но­си­ли к ко­ря­кам. По пе­ре­пи­си 1897, на­счи­ты­ва­лось 102 керека. В 20 в. поч­ти пол­но­стью ас­си­мили­ро­ва­ны чук­ча­ми. В 2000 вклю­че­ны в Еди­ный пе­ре­чень ко­рен­ных ма­ло­численных на­ро­дов РФ.

К. за­ни­ма­лись ры­бо­лов­ст­вом, мор­ским зве­ро­бой­ным и пуш­ным про­мыс­лом, охо­той на ди­ко­го оле­ня и гор­но­го ба­ра­на, со­би­ра­тель­ст­вом. Дер­жа­ли уп­ряж­ных со­бак (нар­ты и уп­ряж­ка вост.-си­бир­ско­го или чу­кот­ско-ко­ряк­ско­го ти­па). У юж. К. су­ще­ст­во­ва­ло мел­ко­та­бун­ное оле­не­вод­ст­во. Ры­бу за­го­тав­ли­ва­ли впрок. Для мор­ской охо­ты применялись особое гар­пун­ное уст­рой­ст­во (т. н. ке­рек­ская спи­ца) и лук со стре­ла­ми. При охо­те на мор­ско­го зве­ря и мед­ве­дя до 1970-х гг. ис­поль­зо­ва­ли ду­бин­ку (кэ­люу­нэн) с на­ко­неч­ни­ком из мор­жо­во­го клы­ка или ме­тал­ла, на­хо­дя­щую ана­ло­гии сре­ди пред­ше­ст­вен­ни­ков то­ма­гав­ка у ин­дей­цев Северной Аме­ри­ки. Зим­ние по­се­ле­ния вклю­ча­ли 1–3 боль­шие зем­лян­ки, в ка­ж­дой – по не­сколь­ко се­мей. Вес­ной пе­ре­се­ля­лись в лет­ние жи­ли­ща, уст­раи­вая по это­му слу­чаю празд­ник с ох­ра­ни­тель­ны­ми ри­туа­ла­ми. Был раз­вит ша­ма­низм; ша­ман имел спец. ри­ту­аль­ную оде­ж­ду. Ря­дом с ке­рек­ски­ми по­се­ле­ния­ми име­лись жерт­вен­ные мес­та – ско­п­ле­ния мор­жо­вых че­ре­пов с во­ткну­той ки­то­вой че­лю­стью и пр. Фольк­лор бли­зок к ко­ряк­ско­му, итель­мен­ско­му, чу­кот­ско­му; бы­то­вал цикл сю­же­тов о Во­ро­не Ку­ки (Кут­хе).

Лит.: Шна­кен­бург Н. Б. Ны­мы­ла­ны-кэ­рэ­ки // Со­вет­ский Се­вер. 1939. № 3; Ле­он­ть­ев В. В. По зем­ле древ­них ке­ре­ков. Ма­га­дан, 1976; он же. Эт­но­гра­фия и фольк­лор ке­ре­ков. М., 1983.

Вернуться к началу