КАШКА́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАШКА́ЙЦЫ (самоназвание – кашкаи, возможно, от «качкаи» – бежавшие), тюрк. народ на юге Ирана. Живут в горах Загрос между г. Джехром и верховьями р. Руде-Шур на юге и г. Семиром и верховьями р. Польвар на севере (остан Фарс). Численность 1,7 млн. чел. (2008, оценка). Говорят на кашкайском яз., близком к азербайджанскому. Распространён также перс. яз. К. – мусульмане-шииты.
Этногенез К. дискуссионен. Общее назв. «К.» распространилось во 2-й пол. 18 в. Делятся на 5 крупных (даррешури, шешбулюк, кашкули, фарсимадан и возникшие в 1830-х гг. как дружина ильхана амале) и мелкие (сефихани, галлезан, рахими, игдар, кермези и др.) племена, возглавляемые калантарами. Племена (тайфе) объединяются под верховной властью ильхана, подразделяются на именные патрилиниджи. Управлением и сбором налогов занимается ильбеги (как правило, младший брат ильхана). Во главе племенных подразделений (тире) стоят кедхуды, во главе семей – старейшины (ришсефид – белобородые). Низшее сословие составляют ремесленники, музыканты, чужаки; особую проф. группу образуют погонщики верблюдов. Кашкайские ильханы временами распространяли влияние на весь Фарс, удерживали в своих руках пост губернатора Фирузабада. До 1867 К. комплектовали особый полк шахской армии. Междоусобицы после смерти в 1868 ильхана Мохаммед-Кули-хана и голода 1871–72 подорвали влияние К. и привели к падению их численности. С нач. 20 в. по 1918 кашкайский ильхан вёл постоянную борьбу с правителями Шираза из племени хамсе и союзными им бахтиарами и англичанами. В 1929 К. приняли участие в антиправительственном восстании в Фарсе, после подавления которого подверглись репрессиям и насильственному переводу на оседлость. После отречения Реза-шаха Пехлеви в 1941 правительств. чиновники были изгнаны из Фарса, власть ильханов и традиц. образ жизни восстановлены.
Традиц. культура типична для кочевников Зап. Азии. Осн. занятие – кочевое скотоводство (овцы и козы, верблюды, лошади арабской породы; лучшими коневодами и наездниками считаются К. племени даррешури). К. совершают самые далёкие в Иране перекочёвки: зимние стойбища (кышлаг) расположены в юж. предгорьях (зимняя ставка ильхана – в Фирузабаде), летние – между Ширазом и Семиромом. Делают ковры. Жилище – прямоугольная палатка из чёрной шерсти (чадар), у знати – из белой, жёлтой, голубой покупной материи. Мужчины поверх шаровар, рубахи и архалука носят халат (чеке), подпоясанный шалью, на голове – войлочную шапку (кулах) с поднятыми по бокам полями; женщины носят рубахи поверх одной или нескольких юбок и шаровар, голову повязывают платком; знатные женщины надевают неск. юбок со сборками, жакеты с рукавами из шёлка и бархата, золотые украшения и монеты. Осн. пища – тонкие лепёшки и молочные продукты, баранина, на кышлагах – финики; любимый напиток – чай. К. очень воинственны, совершали регулярные набеги на оседлые районы и дороги. Часть К. занимается земледелием.
Племена и сословия эндо- или гипергамны. Полигиния практикуется только в случае отсутствия сыновей. Распространены кросс- и ортокузенные браки, левират, минорат. Практикуется кровная месть, часто заменяемая выкупом или браком представителей враждующих сторон.
Распространены песни любовные («Хосров и Ширин», «Фархад и Ширин»), свадебные, траурные, исполнение стихов из «Шахнаме» Фирдоуси; пением сопровождались перекочёвки, воен. игры. Муз. инструменты высших сословий – щипковые тар, сетар. На исполнении песен и сказаний (о Кёр-оглы, Махмуде) в сопровождении смычкового инструмента кеманча (каманча) специализируются ашиги (см. Ашуг). Погонщики верблюдов славятся игрой на флейте най.