КАТА́НОВ НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТА́НОВ Николай Фёдорович [(6(18).5.1862, местность Изюм (Узюм) улуса Турахов Минусинского у. Енисейской губ., ныне Аскизский р-н Хакасии – 9.3.1922, Казань], рос. языковед, этнограф, фольклорист. Из семьи хакаса, улусного писаря. Первые науч. интересы К. сформировались под влиянием священников-миссионеров – Н. Ф. Катанова (брата К.) и В. И. Вербицкого, а также Н. И. Ильминского. Окончил ф-т вост. языков С.-Петерб. ун-та по разряду арабо-персидско-турецко-тат. словесности (1888). Среди его учителей – И. Н. Березин, В. Р. Розен, К. Г. Залеман, Вал. А. Жуковский, Н. И. Веселовский; на него оказали сильное влияние В. В. Радлов и деятели областничества – Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев. В 1889–92 по поручению АН и РГО совершил путешествие в Сибирь, Урянхайский край (Туву), Сев. Монголию и Вост. Туркестан. В 1893–1918 экстраординарный проф. историко-филологич. ф-та Казанского ун-та, в 1918–22 проф. Сев.-Вост. археологич. и этнографич. ин-та в Казани. С 1911 также преподавал (в 1912–15 доцент, в 1915–1918 ординарный проф.) на кафедре этнографии татар, киргизов, башкир, чувашей, черемисов, вотяков, мордвы, истории проповедания христианства между означенными племенами и тат. языка Казанской духовной академии (КДА). В 1912–16 редактор основанного по его инициативе науч. журнала КДА «Инородческое обозрение», публиковавшего материалы о неславянских народах России. С 1895 зав. историч. отделом, в 1906–1912 и 1914–17 директор Казанского гор. музея. С 1884 член (в 1894–97 секретарь, в 1898–1914 пред. Совета) Казанского общества археологии, истории и этнографии, с 1894 – Рус. археологич. об-ва и РГО, с 1897 – Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, с 1903 – Рус. к-та для изучения Ср. и Вост. Азии. В 1896 и 1899 совершил поездки в Минусинский окр., в 1897 и 1898 – в Уфимскую губ. Исследовал тюрк. языки: тувинский (урянхайский), хакасский (абаканско-татарский), тофаларский (карагасский), тат., башк., чуваш., якутский, уйгурский и др.; монгольские – бурят., калм., монгольский. Его труды предвосхитили сравнит.-историч. изучение тюрк. языков. В магистерской дис. «Опыт исследования урянхайского языка» (1903) впервые дал монографич. описание тув. яз., доказал его принадлежность к тюрк. языкам (а не к финно-угорским, как считали прежде некоторые учёные). Труды по этнографии и фольклору тюрк. народов Сибири (К. принадлежат уникальные сведения об их родо-племенном составе), казанских татар, башкир. Собрал св. 2 тыс. экспонатов для Казанского гор. музея и Этнографич. музея КДА (ныне – в Нац. музее Республики Татарстан). Автор первых науч. работ по литературоведению совр. тат. лит-ры, с которой знакомился в 1907–12, будучи сотрудником Врем. к-та по делам печати. В 1893–1916 сотрудник Православного миссионерского об-ва и Братства Свт. Гурия, редактор якут. перевода Нового Завета (1899), переводов духовной лит-ры на языки народов Сибири. Придерживался крайне правых политич. взглядов, после 1905 входил в руководство казанских отделений политич. организаций этого направления.