Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРАКАЧА́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 71

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Новик

КАРАКАЧА́НЫ (ка­ра­ка­ца­ны, са­ра­ка­ца­ны; са­мо­на­зва­ние – Σαραϰατσάνοι), эт­нич. груп­па гре­ков. Жи­вут в гор­ных рай­онах Гре­ции (Фес­са­лия, Ма­ке­до­ния, Эпир, Пе­ло­пон­нес), в Ру­мы­нии, на юго-за­па­де Бол­га­рии и юго-вос­то­ке Ма­ке­до­нии и Сер­бии. Чис­лен­ность в Гре­ции 10 тыс. чел. (2008, оцен­ка), в Бол­га­рии 4,1 тыс. чел. (2001, пе­ре­пись), по оцен­кам – до 20 тыс. чел. Го­во­рят на ка­ра­ка­чан­ском диа­лек­те греч. яз., в ко­то­ром пре­об­ла­да­ют до­рий­ские чер­ты. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные.

Эт­но­ге­нез К. спо­рен. Наи­бо­лее ве­ро­ят­ной яв­ля­ет­ся вер­сия про­ис­хож­де­ния К. от древ­ней­ше­го греч. на­се­ле­ния Сев. Гре­ции; в них ви­дят так­же эл­ли­ни­зи­ро­ван­ных вла­хов (имя ко­то­рых часто рас­про­стра­ня­лось на К.), фра­кий­цев, тю­рок и др. Пред­по­ло­жи­тель­но пер­во­на­чаль­но про­жи­ва­ли в труд­но­дос­туп­ных го­рах Центр. и Юж. Пин­да, от­ку­да бы­ли ча­стич­но вы­те­сне­ны вла­ха­ми. Впо­след­ст­вии рас­се­ли­лись по все­му Эпи­ру и Фес­са­лии, до­сти­гая в пе­ре­ко­чёв­ках Ма­ке­донии, Сер­бии, Бол­га­рии, Ва­ла­хии, Пело­пон­не­са. С вклю­че­ни­ем Вост. Ру­ме­лии в Бол­га­рию (1885) часть К. осе­ла в Бол­га­рии и Сер­бии. К. Фра­кии ко­че­ва­ли в го­рах Ро­до­пы и Эмос, дос­ти­гая до­лин Серр и Бос­фора. До сер. 20 в. за­ни­ма­лись в осн. по­лу­ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом, со­хра­ня­ли ро­до-пле­мен­ное де­ле­ние.

Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция ос­но­ва­на на би­ли­ней­ных родств. груп­пах (сой) с эле­мен­та­ми пат­ри­ли­ней­но­сти в ви­де объ­еди­не­ний (це­лин­га­то) родств. се­мей (20–50) во гла­ве с бо­га­тым ско­то­во­дом (це­лин­гас) для ве­де­ния об­ще­го ско­то­водч. хо­зяй­ст­ва. Це­лин­гас оп­ре­де­лял вы­бор па­ст­бищ, по­ря­док сбы­та про­дук­тов ско­то­вод­ст­ва (при­быль и убыт­ки раз­де­ля­лись ме­ж­ду все­ми чле­на­ми це­лин­га­то), вы­сту­пал со­вет­ни­ком и судь­ёй и т. д. Де­ти обу­ча­лись в лет­ней шко­ле (ста­ло), учи­те­ля со­дер­жа­ли чле­ны це­лин­га­то. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ли­ней­но­го ти­па. Тра­диц. жи­ли­ще (ко­на­ки) – хи­жи­на из трост­ни­ка вер­ти­каль­но­го (ко­нич. фор­мы, ча­сто увен­чан­ная кре­стом, с оча­гом в цен­тре, за ко­то­рым на­про­тив вхо­да на­хо­ди­лось ме­сто для икон) и го­ри­зон­таль­но­го (пря­мо­уголь­ная с дву­скат­ной кры­шей) ти­пов. Ко­на­ки объ­еди­ня­лись в стан, вклю­чаю­щий один или неск. це­лин­га­то. Се­мья боль­шая пат­ри­ар­халь­ная.

Каракачанская хижина конаки в горах Мицикели. Эпир. Фото Ф. Капсалиса. 1970.  
Старая каракачанка. Фессалия. Фото Ф. Капсалиса. 1984.

Оде­ж­да в осн. де­ла­ет­ся из чёр­но­го сук­на (сай­ак) и ук­ра­ша­ет­ся чёр­ным шну­ром (гай­тан). Муж­ская оде­ж­да – ру­ба­ха, уз­кие шта­ны (вра­ки), час­то с бе­лы­ми голь­фа­ми, фус­та­нел­ла, без­ру­кав­ка, каф­тан (джи­ман­дан), ко­рот­кая на­кид­ка (кон­до­ка­па), по празд­ни­кам – курт­ка (цип­ке­ньо) с лож­ны­ми ру­ка­ва­ми, рас­ши­тая чёр­ным и зо­лот­ным гай­та­ном, на го­ло­ве – шап­ка из чёр­но­го бар­ха­та; во Фра­кии шею по­вя­зы­ва­ли длин­ным шёл­ко­вым по­ло­са­тым шар­фом (сиа­ли) с кре­с­та­ми на кон­цах. Жен­ская оде­ж­да – длин­ная ру­ба­ха; глу­хая верх­няя оде­ж­да (ка­та­сар­ки) с вя­за­ны­ми ру­ка­ва­ми, с бе­лой вы­шив­кой по по­до­лу, виш­нё­вой и чёр­ной – по ру­ка­вам; юб­ка в склад­ку, рас­ши­тая по по­до­лу жёл­той, го­лу­бой и зо­лот­ной тесь­мой, обыч­но кре­пив­шая­ся к без­ру­кав­ке (ца­ма­да­ни); на ца­ма­да­ни на­де­ва­ли верх­нюю без­ру­кав­ку: у де­ву­шек – рас­ши­тую раз­но­цвет­ной тесь­мой (мто­га), у по­жи­лых – тё­п­лую без ук­ра­ше­ний (па­та­ту­ки); пе­ред­ник (па­нау­ла) с вы­шив­кой, мо­ти­вы ко­то­рой сим­во­ли­зи­ро­ва­ли разл. со­бы­тия в жиз­ни хо­зяй­ки. Го­лов­ной убор – чёр­ный пла­ток, у мо­ло­дых – с тесь­мой и вы­шив­кой; на ви­сках и на­до лбом но­си­ли се­ре­бря­ные ук­ра­ше­ния. Муж­чи­ны под­поя­сы­ва­лись шер­стя­ным тка­ным поя­сом, по­верх не­го – ко­жа­ным рем­нём (слиа­фи), жен­щи­ны – тка­ным поя­сом с се­реб­ря­ной пряж­кой (аси­мо­зу­на­ро), час­то с бо­га­тым гео­мет­рич., рас­тит. и зоо­морф­ным ор­на­мен­том. На но­гах но­си­ли шер­стя­ные голь­фы (цу­ра­пья): у муж­чин – бе­лые, у жен­щин – с раз­но­цвет­ным ор­на­мен­том.

Для уст­но­го твор­че­ст­ва ха­рак­тер­но му­зи­ци­ро­ва­ние пас­ту­хов на флей­те.

Во 2-й пол. 20 в. К. пе­ре­хо­дят к осед­ло­сти, сли­ва­ют­ся с ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем. С кон. 20 в. воз­ро­ж­да­ет­ся куль­ту­ра К., ор­га­ни­зу­ют­ся зем­ля­че­ст­ва, важ­ней­шее – об­ще­гре­че­ское со­б­ра­ние (ан­да­мо­ма) в Пет­ру­ли, близ г. Три­ка­ла. В Дра­ме от­крыт му­зей ка­ра­ка­ча­нов.

Лит.: Høeg C. Les Saracatsans, une tribu nomade greque. P., Cph., 1925–1926. Vol. 1–2; Kahl Th. Hirten in Kontakt. Sprach- und Kulturwandel ehemaliger Wanderhirten (Alba­nisch, Aromunisch, Criechisch). W.; Münster, 2007.

Вернуться к началу