КАРАКАЧА́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАКАЧА́НЫ (каракацаны, саракацаны; самоназвание – Σαραϰατσάνοι), этнич. группа греков. Живут в горных районах Греции (Фессалия, Македония, Эпир, Пелопоннес), в Румынии, на юго-западе Болгарии и юго-востоке Македонии и Сербии. Численность в Греции 10 тыс. чел. (2008, оценка), в Болгарии 4,1 тыс. чел. (2001, перепись), по оценкам – до 20 тыс. чел. Говорят на каракачанском диалекте греч. яз., в котором преобладают дорийские черты. Верующие – православные.
Этногенез К. спорен. Наиболее вероятной является версия происхождения К. от древнейшего греч. населения Сев. Греции; в них видят также эллинизированных влахов (имя которых часто распространялось на К.), фракийцев, тюрок и др. Предположительно первоначально проживали в труднодоступных горах Центр. и Юж. Пинда, откуда были частично вытеснены влахами. Впоследствии расселились по всему Эпиру и Фессалии, достигая в перекочёвках Македонии, Сербии, Болгарии, Валахии, Пелопоннеса. С включением Вост. Румелии в Болгарию (1885) часть К. осела в Болгарии и Сербии. К. Фракии кочевали в горах Родопы и Эмос, достигая долин Серр и Босфора. До сер. 20 в. занимались в осн. полукочевым скотоводством, сохраняли родо-племенное деление.
Социальная организация основана на билинейных родств. группах (сой) с элементами патрилинейности в виде объединений (целингато) родств. семей (20–50) во главе с богатым скотоводом (целингас) для ведения общего скотоводч. хозяйства. Целингас определял выбор пастбищ, порядок сбыта продуктов скотоводства (прибыль и убытки разделялись между всеми членами целингато), выступал советником и судьёй и т. д. Дети обучались в летней школе (стало), учителя содержали члены целингато. Система терминов родства линейного типа. Традиц. жилище (конаки) – хижина из тростника вертикального (конич. формы, часто увенчанная крестом, с очагом в центре, за которым напротив входа находилось место для икон) и горизонтального (прямоугольная с двускатной крышей) типов. Конаки объединялись в стан, включающий один или неск. целингато. Семья большая патриархальная.
Одежда в осн. делается из чёрного сукна (сайак) и украшается чёрным шнуром (гайтан). Мужская одежда – рубаха, узкие штаны (враки), часто с белыми гольфами, фустанелла, безрукавка, кафтан (джимандан), короткая накидка (кондокапа), по праздникам – куртка (ципкеньо) с ложными рукавами, расшитая чёрным и золотным гайтаном, на голове – шапка из чёрного бархата; во Фракии шею повязывали длинным шёлковым полосатым шарфом (сиали) с крестами на концах. Женская одежда – длинная рубаха; глухая верхняя одежда (катасарки) с вязаными рукавами, с белой вышивкой по подолу, вишнёвой и чёрной – по рукавам; юбка в складку, расшитая по подолу жёлтой, голубой и золотной тесьмой, обычно крепившаяся к безрукавке (цамадани); на цамадани надевали верхнюю безрукавку: у девушек – расшитую разноцветной тесьмой (мтога), у пожилых – тёплую без украшений (пататуки); передник (панаула) с вышивкой, мотивы которой символизировали разл. события в жизни хозяйки. Головной убор – чёрный платок, у молодых – с тесьмой и вышивкой; на висках и надо лбом носили серебряные украшения. Мужчины подпоясывались шерстяным тканым поясом, поверх него – кожаным ремнём (слиафи), женщины – тканым поясом с серебряной пряжкой (асимозунаро), часто с богатым геометрич., растит. и зооморфным орнаментом. На ногах носили шерстяные гольфы (цурапья): у мужчин – белые, у женщин – с разноцветным орнаментом.
Для устного творчества характерно музицирование пастухов на флейте.
Во 2-й пол. 20 в. К. переходят к оседлости, сливаются с местным населением. С кон. 20 в. возрождается культура К., организуются землячества, важнейшее – общегреческое собрание (андамома) в Петрули, близ г. Трикала. В Драме открыт музей каракачанов.