КАРАКАЛПА́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАКАЛПА́КИ (самоназвание – quaraqualpaq, мн. ч. quaraqalpaqlar, букв. – чёрные шапки), тюркoязычный народ на северо-западе Узбекистана. Живут в осн. в нижнем правобережье и дельте Амударьи (Республика Каракалпакстан). Всего в Узбекистане св. 500 тыс. чел. (2008, оценка). Проживают также на севере и востоке Афганистана (к югу от Мазари-Шарифа и к северу от Джелалабада; 2,3 тыс. чел.), в Туркмении, Киргизии, Казахстане, России (1,6 тыс. чел.; 2002, перепись). Говорят на каракалпакском языке, а также на узб. и рус. языках. Верующие – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.
В формировании К. приняли участие местные ираноязычные (араллылар – массагеты болот и островов) и тюркоязычные народы. Предположительно выделились из Ногайской Орды в 16 в. В нач. 17 в. в дельте Амударьи возникло Аральское владение с центром в Кунграде, затем – Чимбае. С нач. 19 в. аральские К. зависимы от Хивинского ханства. Часть К. жила в районе средней Сырдарьи и хребта Каратау, подчинялась Бухарскому ханству, затем – казах. Младшему жузу. После джунгарского нашествия 1723 часть сырдарьинских К. бежала на северо-запад, в верховья Урала и Эмбы, вытеснив оттуда калмыков; часть (верхние К.) мигрировала вверх по Сырдарье и оказалась в подчинении у джунгар; другие (нижние К.) поселились в дельте Сырдарьи и вместе с казахами Младшего жуза приняли в 1731 рус. подданство. В 1743 они сделали попытку непосредственно принять подданство России, минуя казахов, за что подверглись карательным акциям со стороны Абулхайра. Спасаясь от притеснений казахских ханов, осн. часть нижних К. перешла в подданство к Хивинскому ханству и была поселена в дельте Амударьи. После Хивинского похода 1873 земли правобережных К. отошли к России и были включены в Амударьинский окр. (с 1874 отдел, с 1886 в составе Сырдарьинской обл. Туркестанского генерал-губернаторства).
Традиц. культура типична для народов Ср. Азии. По переписи 1897, 87% К. Амударьинского отдела занимались оросит. земледелием, 10% – скотоводством. Частая смена речных русел заставляла менять местоположение аулов. На Аральском м. осн. занятием было рыболовство. С сер. 20 в. развивался промысел акклиматизированной в дельте Амударьи ондатры. Осн. культуры – пшеница, ячмень, рис, просо, джугара (вид сорго), а также кунжут, бобы маш, бахчевые. С присоединением к России развивалось товарное хлопководство. Разводили в осн. рабочий скот – быков и лошадей, богатые держали отары мелкого рогатого скота (преим. курдючных овец). В 20 в. осн. значение приобрело овцеводство, особенно каракулеводство. Зимой скот содержали в загонах (кора), хлевах, землянках. На зиму заготавливали корм. Летом перекочёвывали на пастбища (жазлау).
Из ремёсел развиты ювелирное, ткацкое (из хлопка, шерсти, кендыря). На узконавойном станке (ормек) ткали сукно из верблюжьей шерсти (шал), узорные ковры (алаша), сумки (каршын; характерен мотив 8-угольного медальона), детали юрт. Изготовляли узорные кошмы (текимет; характерен мотив бегущей спирали). Из тростника и травы плели циновки (ший, бойра, шыпта). Детали одежды (головной убор кимешек, халат-накидка жегде, нарукавники женгсе и др.) отделывались вышивкой крестом. Дерев. двери юрт, посудные шкафчики (сандык) и др. украшались резьбой и росписью (геометрич. и растит. мотивы).
Аулы делились на группы усадеб, населяемых родовым подразделением (коше); к ним примыкали родовые кладбища с гробницей (мазаром) покровителя рода. Знамениты мавзолей Токмак-Ата и Хаким-Ата на острове на юге Аральского м., Султан-Баба в горах Султан-Уиздаг, Шылпык в Амударьинском, Шамун-Наби и Мазлумхан-Сулу в Ходжейлинском р-не и др. На севере застройка аула была более компактной. Для защиты от набегов сооружали крепости (кала). Усадьба (хаули) обносилась глинобитной стеной. Осн. традиц. жилище – юрта (кара уй); характерен конич. свод. Постоянное жилище (там) глинобитное. От входа внутрь дома идёт коридор (дализ), куда выходят жилые помещения (ожире), кладовая, крытый двор (уйжай) с юртой и расположенный сзади хлев (сейисхана).
Мужская и женская одежда в осн. близка к казахской – штаны, рубаха (койлек), бешмет (бешпент), халат (шапан), шерстяной кафтан (шекпен). На женский халат нашивались нарукавники (женгсе) из красного сукна с поперечными чёрными полосами, у кисти отороченные мехом (сходный элемент встречается у ногайцев). В одежде молодой женщины преобладает красный цвет, пожилой – белый; цвет траура – синий. Убор замужней женщины (киймешек) состоял из переднего треугольника из красного сукна (с поперечными чёрными полосами) и накидки (куйрыкша, букв. – хвост) из бухарского шёлка; невеста перед свадьбой вышивала красный кимешек для себя и белый – для будущей свекрови. Головной убор невесты (саукеле) – шапка-шлем с наушниками (близкая по форме головным уборам народов Поволжья), расшитая кораллами, камнями, металлич. бляхами; сверху надевали цилиндрич. металлич. колпак (тобелик). По будням носили тюбетейку с повязанным поверх неё тюрбаном (бас орау). Поверх головного убора надевался халат-накидка (жегде) с ложными, очень длинными рукавами, связанными за спиной; для продевания рук в полах делались вертикальные прорези. В отличие от узбечек, каракалпачки никогда не закрывали лица.
Делятся на 2 осн. ветви (арыс, букв. – оглобля): он-торт уру (в осн. Нукусский и Кегейлинский районы; роды кытай, кыпшак, кенегес и мангыт) и конграт (сев. часть дельты Амударьи – Муйнакский, Тахтакупырский и Кунградский районы, а также острова Аральского м.; делились на подразделения жаунгыр и шуллик с родами ашамайлы, колдаулы, костамгалы, балгалы, кандекли, карамойын, кыят, муйтен). Роды (уру) включали крупные (тире) и мелкие (коше; 3–4 поколения) подразделения. Роды возглавлялись биями, владели территорией и оросит. каналами, имели тамги для клеймения скота и боевой клич (уран). Были распространены сорорат и особенно левират; обычай усыновления (обычно первенца усыновляли родители мужа), авункулат, минорат. Строго соблюдалась родовая экзогамия, обычай избегания между женой и роднёй мужа. Девушку особые отношения связывали со старшей невесткой (женге). Терминология родства различалась в отношении родственников отца и матери, мужа и жены.
Для устной культуры характерно сольное вокальное и инструментальное музицирование, представленное творчеством бахсы (создатели и исполнители лирич. песен, эпич. сказаний под аккомпанемент дутара), жырау (сказители героич. эпоса под аккомпанемент кобуза), сазенде (инструменталисты). Среди героич. песен – «Алпамыс», «Кырк кыз», «Коблан», «Ер-Шора», «Маспатша», «Едиге», «Шарьяр». Распространены шуточные песенные состязания (айтыс, жуап), свадебные песни (той баслау; прощальные – хаужар и сынсыу), похоронные плачи (жоклау), заклинания (бэдик). Среди героев сказок – неказистый сирота Тазши, находчивый Алдаркосе; распространены сказки о животных, волшебные сказки, рассказы о Ходже Насреддине. Муз. инструменты: струнные – щипковые дутар, танбур (оба 2-струнные), смычковые гыржак (3-струнный), кобуз (2-струнный); духовые – поперечная флейта най, язычковые баламан, сурнай; бубен дойра; металлич. варган (шынкобуз). Развиваются проф. каракалпакская лит-ра, театр, изобразит. иск-во (см. в ст. Узбекистан).