КАНКАНА́Й
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНКАНА́Й (канканаэй, самоназвание – kankanay), один из филиппинских горных народов на севере о. Лусон. Живут на юге адм. р-на Кордильера – на севере пров. Бенгет, западе и юго-западе Горной пров., а также юго-востоке пров. Юж. Илокос и востоке пров. Ла-Унион. Делятся на группы сев. К. (сагада игорот, зап. бонток – ок. 100 тыс. чел., 2008, оценка) и центр. К., или канканаэй (ок. 200 тыс. чел.). Говорят на языках бонток-канканайской подгруппы центр.-кордильерской группы сев.-лусонской ветви филиппинских языков. Центр.-канканайский язык имеет 4 диалекта: манкаян-бугиас, капанган, бакун-кибунган, гинсадан. Письменность на основе лат. графики, на сев.-канканайском яз. ведётся школьное обучение. Распространены также англ. яз., бонтокский, илокано, с нач. 21 в. в школах преподаётся тагальский яз. К. расселены чересполосно с бонтоками и ибалоями (наболоями), говорящими на языке южнокордильерской группы; К. и ибалоев называют также бенгет-игорот. Сохраняют традиц. верования, часть – христиане.
Контакты с испанцами с сер. 17 в. К. взаимодействовали с равнинными народами, испанцами и кит. торговцами больше и христианизированы раньше, чем большинство др. горных народов. В 19 в. были построены дороги, соединившие территории К. с равнинами Илокоса, по которым началось освоение Кордильеры. Испанцы построили на территории К. школы и миссии, ввели выращивание новых культур – кофе, табака.
Осн. традиц. занятие – подсечно-огневое пашенное земледелие. Поливное рисосеяние появилось под влиянием др. горных народов, слабо развито. С 17–18 вв. основой рациона стал сладкий картофель (камоте). Ныне гл. занятие – огородничество, в т. ч. на продажу (территория, где живут К., ибалои и бонтоки, снабжает овощами весь Лусон). Пашут плугом в упряжке карабао. Выращивают также сахарный тростник и табак, разводят кур и свиней для жертвоприношений; буйволов покупают на равнинах. Рыболовство развито больше, чем у др. горных народов. Ранее была распространена охота. Издавна занимались добычей меди и золота (на территории К. много горнорудных разработок). Развиты плетение из бамбука и ротанга, сохраняется кузнечное ремесло; резьба по дереву уступает ифугаоской; домашнее ткачество утрачивает значение. Традиц. жилище в осн. наземное, семьи высшего ранга жили в свайных домах. Для традиц. одежды характерен женский широкий (до 10 см) жёсткий пояс (бакгет). Среди пожилых женщин распространена сложная татуировка (у мужчин татуировка, связанная с охотой за головами, исчезла).
Традиц. общество делилось на ранги: кадангьянг – аристократия; комидуа (букв. – вторые) – большинство населения; кодо – бедняки, не имеющие земельной собственности. Значит. роль играют потомки от смешанных браков между неаристократическими канканайскими семьями и илоканскими или китайскими торговцами и огородниками. Их положение вне традиц. ранговой структуры избавляет их от необходимости устраивать обязательные для аристократии дорогостоящие празднества типа потлача (байяс), что позволяет им быстро наращивать капитал. Деревни делились на кварталы (ат-ато) с вымощенной камнем площадкой для мужских собраний (ат-ато), на которой собирался совет старейшин и проводились ритуалы, связанные с охотой за головами. В комплекс ат-ато входил также дом неженатых юношей и терраса, на которой располагались захоронения выдающихся предков и черепа врагов, убитых при охоте за головами. Существовали пробные браки; пары жили в домах для девушек (эбган). Счёт родства билатеральный. Сохраняется иерархия богов, представленных супружескими парами, во главе с демиургом Кабунианом, вера в духов, вызывающих болезни, духов местности, духов предков. Ритуальные специалисты: руководители общинных аграрных ритуалов (мамадэ, мамадур), знатоки обрядов и обычного права (манабиг), шаманы (мамбунонг) и шаманки (манггенгей), знахарки (манпудпуд). Во время жертвоприношений исполняются ритуальные мифы (капья). Характерные формы пения: диалоги между двумя группами мужчин, каждая во главе с солистом; мужчинами и женщинами (дайэнг); молодой женой, входящей в деревню, и деревенскими женщинами (даинг). Танцы – тамонг и тайау, имеющие целительную функцию; танец-ухаживание теректек («дятел») и др. Сюжет о потопе, который пережили брат и сестра, представлен и в мифах (Лумавиг и Банган), и в сказках (Лавиган и Буган).
В деревнях распространено отходничество (гл. обр. на горные разработки). К. теряют традиц. культуру и язык, переселяются в посёлки и города (Ла-Тринидад, Багио и др.). Сформировалась интеллигенция, представители К. имеются во властных структурах, К. участвуют в борьбе за права этнич. меньшинств.