Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНКАНА́Й

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 724

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Станюкович
Канканай. Огороды на террасированных склонах. Аток (район Лепанто, провинция Бенгет). Фото М. В. Станюкович

КАНКАНА́Й (кан­ка­на­эй, са­мо­назва­ние – kankanay), один из фи­лип­пин­ских гор­ных на­ро­дов на се­ве­ре о. Лу­сон. Жи­вут на юге адм. р-на Кор­диль­е­ра – на се­ве­ре пров. Бен­гет, за­па­де и юго-за­па­де Гор­ной пров., а так­же юго-вос­то­ке пров. Юж. Ило­кос и вос­то­ке пров. Ла-Уни­он. Де­лят­ся на груп­пы сев. К. (са­га­да иго­рот, зап. бон­ток – ок. 100 тыс. чел., 2008, оцен­ка) и центр. К., или кан­ка­на­эй (ок. 200 тыс. чел.). Го­во­рят на язы­ках бон­ток-кан­ка­най­ской под­груп­пы центр.-кор­диль­ер­ской груп­пы сев.-лу­сон­ской вет­ви фи­лип­пин­ских язы­ков. Центр.-кан­ка­най­ский язык име­ет 4 диа­лек­та: ман­ка­ян-бу­ги­ас, ка­пан­ган, ба­кун-ки­бун­ган, гин­са­дан. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, на сев.-кан­ка­най­ском яз. ве­дёт­ся школь­ное обу­че­ние. Рас­про­стра­не­ны так­же англ. яз., бон­ток­ский, ило­ка­но, с нач. 21 в. в шко­лах пре­по­да­ёт­ся та­галь­ский яз. К. рас­се­ле­ны че­рес­по­лос­но с бон­то­ка­ми и иба­лоя­ми (на­бо­лоя­ми), го­во­ря­щи­ми на язы­ке юж­нокор­диль­ер­ской груп­пы; К. и иба­ло­ев на­зы­ва­ют так­же бен­гет-иго­рот. Со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, часть – хри­стиа­не.

Кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с сер. 17 в. К. взаи­мо­дей­ст­во­ва­ли с рав­нин­ны­ми на­ро­да­ми, ис­пан­ца­ми и кит. тор­гов­ца­ми боль­ше и хри­стиа­ни­зи­ро­ва­ны рань­ше, чем боль­шин­ст­во др. гор­ных на­ро­дов. В 19 в. бы­ли по­строе­ны до­ро­ги, со­еди­нив­шие тер­ри­то­рии К. с рав­ни­на­ми Ило­ко­са, по ко­то­рым на­ча­лось ос­вое­ние Кор­диль­е­ры. Ис­пан­цы по­строи­ли на тер­ри­то­рии К. шко­лы и мис­сии, вве­ли вы­ра­щи­ва­ние но­вых куль­тур – ко­фе, та­ба­ка.

Канканай. Пожилая женщина из деревни Гинаанг (Горная провинция) в домотканой запашной юбке; на голове – традиционные бусы из белого камня в сочетании с покупными пластмассовыми. Фото М. В. Станюкович

Осн. тра­диц. за­ня­тие – под­сеч­но-ог­не­вое па­шен­ное зем­ле­де­лие. По­лив­ное ри­со­сея­ние поя­ви­лось под влия­ни­ем др. гор­ных на­ро­дов, сла­бо раз­ви­то. С 17–18 вв. ос­но­вой ра­цио­на стал слад­кий кар­то­фель (ка­мо­те). Ны­не гл. за­ня­тие – ого­род­ни­че­ст­во, в т. ч. на про­да­жу (тер­ри­то­рия, где жи­вут К., иба­лои и бон­то­ки, снаб­жа­ет ово­ща­ми весь Лу­сон). Па­шут плу­гом в уп­ряж­ке ка­ра­бао. Вы­ра­щи­ва­ют так­же са­хар­ный тро­ст­ник и та­бак, раз­во­дят кур и сви­ней для жерт­во­при­но­ше­ний; буй­во­лов по­ку­па­ют на рав­ни­нах. Ры­бо­лов­ст­во раз­ви­то боль­ше, чем у др. гор­ных на­ро­дов. Ра­нее бы­ла рас­про­стра­не­на охо­та. Из­дав­на за­ни­ма­лись до­бы­чей ме­ди и зо­ло­та (на тер­ри­то­рии К. мно­го гор­но­руд­ных раз­ра­бо­ток). Раз­ви­ты пле­те­ние из бам­бу­ка и ро­тан­га, со­хра­ня­ет­ся куз­неч­ное ре­мес­ло; резь­ба по де­ре­ву ус­ту­па­ет ифу­гао­ской; до­маш­нее тка­че­ст­во ут­ра­чи­ва­ет зна­че­ние. Тра­диц. жи­ли­ще в осн. на­зем­ное, се­мьи выс­ше­го ран­га жи­ли в свай­ных до­мах. Для тра­диц. оде­ж­ды ха­рак­те­рен жен­ский ши­ро­кий (до 10 см) жё­ст­кий по­яс (бак­гет). Сре­ди по­жи­лых жен­щин рас­про­стра­не­на слож­ная та­туи­ров­ка (у муж­чин та­туи­ров­ка, свя­зан­ная с охо­той за го­ло­ва­ми, ис­чез­ла).

Тра­диц. об­ще­ст­во де­ли­лось на ран­ги: ка­дан­гь­янг – ари­сто­кра­тия; ко­ми­дуа (букв. – вто­рые) – боль­шин­ст­во на­се­ле­ния; ко­до – бед­ня­ки, не имею­щие зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти. Зна­чит. роль иг­ра­ют по­том­ки от сме­шан­ных бра­ков ме­ж­ду не­ари­сто­кра­ти­че­ски­ми кан­ка­най­ски­ми семь­я­ми и ило­кан­ски­ми или ки­тай­ски­ми тор­гов­ца­ми и ого­род­ни­ка­ми. Их по­ло­же­ние вне тра­диц. ран­го­вой струк­ту­ры из­бав­ля­ет их от не­об­хо­ди­мо­сти уст­раи­вать обя­за­тель­ные для ари­сто­кра­тии до­ро­го­стоя­щие празд­не­ст­ва ти­па по­тла­ча (бай­яс), что по­зво­ля­ет им бы­ст­ро на­ра­щи­вать ка­пи­тал. Де­рев­ни де­ли­лись на квар­та­лы (ат-ато) с вы­мо­щен­ной кам­нем пло­щад­кой для муж­ских со­б­ра­ний (ат-ато), на ко­то­рой со­би­рал­ся со­вет ста­рей­шин и про­во­ди­лись ри­туа­лы, свя­зан­ные с охо­той за го­ло­ва­ми. В ком­плекс ат-ато вхо­дил так­же дом не­же­на­тых юно­шей и тер­ра­са, на ко­то­рой рас­по­ла­га­лись за­хо­ро­не­ния вы­даю­щих­ся пред­ков и че­ре­па вра­гов, уби­тых при охо­те за го­ло­ва­ми. Су­ще­ст­во­ва­ли проб­ные бра­ки; па­ры жи­ли в до­мах для де­ву­шек (эб­ган). Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный. Со­хра­ня­ет­ся ие­рар­хия бо­гов, пред­став­лен­ных суп­ру­же­ски­ми па­ра­ми, во гла­ве с де­ми­ур­гом Ка­бу­ниа­ном, ве­ра в ду­хов, вы­зы­ваю­щих бо­лез­ни, ду­хов ме­ст­но­сти, ду­хов пред­ков. Ри­ту­аль­ные спе­циа­ли­сты: ру­ко­во­ди­те­ли об­щин­ных аг­рар­ных ри­туа­лов (ма­ма­дэ, ма­ма­дур), зна­то­ки об­ря­дов и обыч­но­го пра­ва (ма­на­биг), ша­ма­ны (мам­бу­нонг) и ша­ман­ки (манг­ген­гей), зна­хар­ки (ман­пуд­пуд). Во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ний ис­пол­ня­ют­ся ри­ту­аль­ные ми­фы (ка­пья). Ха­рак­тер­ные формы пе­ния: диа­ло­ги ме­ж­ду дву­мя груп­па­ми муж­чин, ка­ж­дая во гла­ве с со­лис­том; муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми (дайэнг); мо­ло­дой же­ной, вхо­дя­щей в де­рев­ню, и де­ре­вен­ски­ми жен­щи­на­ми (да­инг). Тан­цы – та­монг и тай­ау, име­ющие це­ли­тель­ную функ­цию; та­нец-уха­жи­ва­ние те­рек­тек («дя­тел») и др. Сю­жет о по­то­пе, ко­то­рый пе­ре­жи­ли брат и се­ст­ра, пред­став­лен и в ми­фах (Лу­ма­виг и Бан­ган), и в сказ­ках (Ла­ви­ган и Бу­ган).

В де­рев­нях рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во (гл. обр. на гор­ные раз­ра­бот­ки). К. те­ря­ют тра­диц. куль­ту­ру и язык, пе­ре­се­ля­ют­ся в по­сёл­ки и го­ро­да (Ла-Три­ни­дад, Ба­гио и др.). Сфор­ми­ро­ва­лась ин­тел­ли­ген­ция, пред­ста­ви­те­ли К. име­ют­ся во вла­ст­ных струк­ту­рах, К. уча­ст­ву­ют в борь­бе за пра­ва эт­нич. мень­шинств.

Лит.: Moss Cl. R. Kankanay ceremonies // University of California publications in Ameri­can archaeology and ethnology. 1920. Vol. 15. № 4; Eggan Fr. The Sagada Igorots of Nort­hern Luzon // Social structure in Southeast Asia. Chi., 1960; Scott W. H. On the Cordil­lera. Manila, 1966; idem. The discovery of the Igorots. Spanish contacts with the Pagans of Northern Luzon. Quezon City, 1982; Keesing F. M. A brief characterization of Lepanto so­ciety, northern Philippines // Sagada Social Studies. 1968. Vol. 13; Vanoverbergh M. Kan­kanay religion (Northern Luzon, Philippines) // Anthropos. 1972. Vol. 67. № 1/2.

Вернуться к началу