БОНТО́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОНТО́КИ, игорот (самоназвания – bontoc, igorot; букв. – горцы), один из филиппинских горных народов. Живут в Центр. Кордильерах на о. Лусон (Горная пров.), осн. центры – Бонток и Сагада. Численность 57,2 тыс. чел. (2005, оценка). Говорят на центр.-бонтокском (диалекты – саданга, гинаанг, байю) и на финаллиг языках (вост.-бонтокский, юж.-бонтокский, диалекты – лиас, барлиг, кадаклан) центр.-кордильерской группы филиппинских языков. Письменность на основе лат. графики. Распространены также илокано, тагальский, канканай, английский языки. Большинство сохраняет традиц. верования, ок. 8% – католики и протестанты.
Первые попытки испанцев (привлечённых месторождениями меди и золота) подчинить Б. (1663–65) встретили их ожесточённое сопротивление. Лишь в сер. 19 в. испанцам удалось разместить гарнизон в г. Лепанто. Постепенно в бонтокских городах появляется значит. многоэтничное население. Осн. традиц. занятие – ручное террасное земледелие (заливной рис, сладкий картофель-камоте, просо); разводят буйволов, свиней, кур. Из сахарного тростника и риса приготовляют алкогольные напитки. Развиты ткачество (нити скручивали из лыка ладонью на бедре; совр. центры – Бонток, Самоки) и раскраска тканей (преобладает синий цвет, геометрич. орнаменты), изготовление керамики (центр – поселение Самоки) – среди женщин; плетение из бамбука и ротанга, резьба по дереву и камню (столбы-комис со скульптурными навершиями, изображающими головы врагов; фигурки домашних идолов-тинагтагоа; ритуальные сосуды со скульптурными головами животных и др.), изготовление муз. инструментов и оружия (боевые топоры, копья, щиты; совр. центр – Токукан) – среди мужчин. Мужчины носили набедренную повязку из луба или ткани и наплечную накидку, плетёную шапочку (сукланг), женщины – короткую несшитую юбку (луфид). Девушки и юноши до брака увеличивали ушные мочки с помощью ушных втулок. Татуировка у мужчин, женщин и детей наносилась в связи с успешной охотой за головами. Жилище строилось из камня, глины, дерева, бамбука. Территориальные общины (ато) образовывали поселение или квартал (г. Бонток объединял до 17 ато) с мужским домом собраний (ато), где хранились черепа врагов, собирался совет старейшин (интугтукан) и где жили мальчики до брака. Мальчики до 7 лет проходили обрезание. Дома для девушек (олаг) служили местом встречи для молодёжи. Существовала сложная система общинного и частного землевладения; традиц. деление на ранги (кадангьян/качангьян – высший, вад-ай нгачанна – общинники, пуссилава – безземельные) ныне дополнилось категорией разбогатевших нетрадиц. способами (гос. служба, работа за границей и др.) – бакнанг (от илоканского ‘богатый’). Кадангьян владеют наследственной земельной собственностью, сакральными ожерельями (акон), гонгами и старинными кит. фарфоровыми сосудами для вина; обязаны устраивать обществ. празднества типа потлача (какао), завершающиеся раздачей пищи (паопао). Межобщинные отношения регулировались охотой за головами (тумо) и системой мирных соглашений (печен). Были развиты культы духов местности (лута), предков (анито), верховного бога Кабуниана (персонифицированное небо) и его сына – культурного героя Лумауига (вероятно, родственного океанийскому Мауи). Ритуальные специалисты – инсупок (шаманки и жрецы), инчават (повивальные бабки). Фольклор: сказания о Лумауиге (оггоод), близкие по содержанию и ритуальным функциям к эпосу др. горных народов Лусона; песни (салидумай) – погребальные (пагпагуй – исполнялись хором над покойником, прожившим долгую успешную жизнь; аннако – исполнялись пожилой женщиной над умершим насильств. смертью), любовные и трудовые (айегка, чайасса, кудья, мангайувенг); песни, исполняемые при ритуале заключения мира (чом-но); песни и пляски, связанные с охотой за головами: танец стариков и женщин при возвращении мужчин с охоты (балангбанг), танец воина-победителя (фалукнит); танцы ухаживания (такик, баллатанг), исполняемые во время инициации (турайан); обрядовая песня-танец вызывания дождя (сукаидан), исполняемая мужчинами высших рангов. В вокальной традиции преобладает респонсорное пение, наряду с собственно пением (включая терцовое двухголосие), используются специфич. способы звукоизвлечения (шипение, свист и др.). Муз. инструменты – плоские гонги (гангса), составлявшие ансамбли (гангса паттунг), варганы (бамбуковый и металлич.), разл. виды флейт (в т. ч. носовая), трубчатая цитра, гуделка-ведвед (употреблялась при похоронах умерших насильственной смертью).
Культура Б. приобрела мировую известность благодаря фотографиям Э. Масферре и амер. фильму «Похвала бонтокам» (1991). В 20 в. распространяется общефилиппинская культура. Наряду с филиппинской адм. структурой, функционируют элементы традиц. общинной организации.