КАЛИ́НГА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛИ́НГА (самоназвание; на яз. ибанаг и гаддан – враг, охотник за головами), один из филиппинских горных народов на севере Филиппин (север о. Лусон). Живут в сев. и центр. части адм. р-на Кордильера в провинциях Калинга, Апаяо, Кагаян, Абра и на юге Горной пров. Численность св. 140 тыс. чел. (2000, оценка). Подразделяются на локальные группы: сев. К. (лимос), лубуаган, юж. К. (тинглайян), бутбут, верхние танудан, мадукайянг, мабака. Иногда к К. причисляют также итнег, тинггиан и баго пров. Абра. Говорят на языках калинга калинга-итнегской подгруппы центр.-кордильерской группы сев.-лусонской ветви филиппинских языков. Письменность на основе лат. графики, местами ведётся преподавание на родном языке. Распространены также яз. илокано, англ. яз., с нач. 21 в. в школах преподаётся тагальский яз. В осн. христиане (католики и протестанты).
Выделяются 3 культурных ареала К.: северный (Балбалан), южный (Пасил, Лубуаган и Тинглайян) и восточный (Танудан). Локальные группы, населявшие наиболее труднопроходимые горные территории, были строго эндогамны, до сер. 20 в. вели охоту за головами и находились в значительно большей изоляции, чем др. горные народы Кордильеры. Мн. деревни К. поныне изолированы из-за отсутствия дорог. Ранние (18 в.) попытки доминиканцев распространить влияние на К. с востока, из долины Кагаяна и верховьев р. Чико, не удались. Регулярные контакты с испанцами с нач. 19 в. в зап. районах (провинции Илокос и Абра, зона деятельности августинского миссионерского ордена). Осн. традиц. занятие – подсечно-огневое пашенное земледелие (гл. обр. суходольный рис, а также бобовые, тыквы, сайоте, камоте; из сахарного тростника изготовляют вино баси). Поливное рисоводство распространилось позднее под влиянием др. горных народов. Ремёсла: плетение из бамбука и ротанга, кузнечное дело (в т. ч. изготовление ножей с дерев. ножнами), столярное и плотницкое дело у мужчин, ткачество на наспинном станке и исчезнувшее у др. народов Кордильеры традиц. гончарство – у женщин. Сохраняется загонная охота на диких свиней, оленей с собаками и копьями.
Традиц. жилище свайное, у семей высшего ранга – 8-угольное. Очаг располагается у дальней от входа стены, по бокам – 2 приподнятые площадки для сна. Традиц. одежда (у мужчин – набедренная повязка, накидка, у сев. К. – короткий жакет; у женщин – несшитая юбка) орнаментирована бисером и перламутром. Традиц. боевое оружие – топор для отрубания голов (синауит). Билатеральная родственная группа связана коллективной ответственностью (кровная месть, выплата штрафов). В случае конфликта между родственными группами супругов брак может быть расторгнут. Имущество супругов раздельно, его наследуют дети (дочери наследуют матери, сыновья – отцу), при их отсутствии – братья и сёстры умершего. Различается наследств. собственность (лаксон, или тауид: земля, наследств. драгоценности – гонги, агатовые ожерелья, кит. кувшины и блюда) и приобретённая (пинулакан); распоряжение последней не регламентировано обычным правом. Высоким статусом в обществе обладали успешные охотники за головами (мингол – убивший многих, маалмот – храбрый воин). Статус воина рос в соответствии с числом походов (кайау). Деревнями управляют старейшины (пангат). Существовала система мирных соглашений между деревнями (бодонг); в них входили имена «держателей» соглашения (мангдон ди бодонг), границы территории, на которую оно распространяется, и условия (пагта) – правила возмещения ущерба, оказания взаимопомощи, гостеприимства, нейтралитета сторон в случае вражды одной из них с к.-л. третьей группой и т. п. В случае нарушения соглашения наступает состояние войны. К. – единственный горский народ, который сохраняет племенную вражду, в т. ч. за пределами своей этнич. территории.
Сохраняются традиц. культы демиурга (Кабуниан), духов-хозяев местности (пинаинг, аран), духов предков (какарадинг, анани), мифологич. героев; к последним обращаются во время камланий шаманки (мангалисиг, мандадауак, манганито). Лечением занимаются также знахарки (мандадагоп).
Муз. инструменты – бронзовые гонги, бамбуковые трещотки, ансамбли бамбуковых трубок. Среди жанров фольклора – похвальба удачливого охотника за головами палпалиуат, или покау (исполняют мужчины и женщины). Эпич. сказания (уллалим) близки по структуре к худхудам – эпосу ифугао, однако отличаются ярко выраженным агрессивным воинским пафосом, а также прозаич. вставками (сукна). Проводятся фестивали уллалимов. Песенные жанры К. (донг-донг-ай, салидуммай) заимствованы др. горными народами и стали основой совр. горской поп-музыки. Мн. К. получают высшее образование, работают в Багио.