ИФУГА́О
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИФУГА́О (самоназвание ifugaw/ipugo – живущие на земле/в горах), один из филиппинских горных народов на севере о. Лусон (пров. Ифугао, адм. р-н Кордильера). Живут также в провинциях Кирино, Исабела, Нуэва-Виская. Делятся на группы: тували (букв. – настоящий, истинный), или кианган (34 тыс. чел. – 2007, оценка); батад, или айанган (65 тыс. чел.); маяояо (47 тыс. чел.); амганад (св. 30 тыс. чел.); каллахан (св. 30 тыс. чел.). Диалект и культура тували считаются эталонными. Говорят на яз. ифугао центр.-кордильерской группы, каллахан – на яз. юж.-кордильерской группы сев.-лусонской ветви филиппинских языков. Письменность на лат. основе; на яз. тували ведётся школьное обучение, на яз. амганад – радиопередачи. Большинство говорит также на илоканском яз., старшее поколение – на англ. яз., с нач. 21 в. среди молодёжи распространён тагальский яз. (его преподают в школе). В осн. сохраняют традиц. верования, есть небольшое число христиан (с кон. 19 в. распространяется католицизм, в 20 в. – протестантизм, филиппинские синкретические культы, Церковь Христа, свидетели Иеговы и др.).
Контакты с испанцами с сер. 18 в. Попытки христианизации и переселения на равнину вызвали сопротивление И. В нач. 20 в. сотрудничали с американцами; тогда же среди И. распространился англ. яз., была прекращена практика охоты за головами, возобновлённая во время 2-й мировой войны. В период диктатуры Ф. Маркоса И. поддерживали повстанцев-маоистов хук (в частности, их совместными действиями было предотвращено строительство плотины на р. Агно и затопление территории И.).
Осн. занятие – поливное рисосеяние (в р-не Силипан суходольное); выращивают также таро, бананы, с 17–18 вв. – камоте (сладкий картофель), чайот, маниок, кофе, табак, ананасы, с 20 в. – бобы на продажу, капусту. И. знамениты как создатели древней системы террасного земледелия, орошения и дренажа рисовых полей: рисовые террасы Бенауэ (не позднее начала н. э.) включены в список Всемирного наследия. Разводят свиней, кур, на рисовых полях – рыбу; буйволов покупают на равнинах для жертвоприношений. До 20 в. была широко распространена охота (в т. ч. загонная с собаками) на диких свиней, оленей, цивет, с сетями – на летучих мышей, с ловушками – на птиц. Осн. пища – рис, камоте, жареные побеги; 80% белковой пищи составляли съедобные улитки; ели также саранчу, термитов и др. Развиты резьба по дереву, плетение из бамбука и ротанга, сохраняется кузнечное ремесло (у мужчин), ткачество из хлопка на наспинном станке (у женщин; распространена техника икат, вышивка); гончарство утрачено.
Традиц. общество ранговое; высший ранг (кадангьянг) приобретался обладателями унаследованного богатства (исчислявшегося в рисовых полях, китайских кувшинах, бронзовых гонгах и агатовых ожерельях) и на основе личных качеств – воинской доблести (охота за головами), ораторского иск-ва, дипломатич. способностей (функции посредников при конфликтах), удачливости (обладание маной). Женщины достигали высших рангов независимо от мужчин. Претендент(ка) устраивал(а) серию престижных праздников типа потлача, завершавшуюся установлением под домом массивной «скамьи для отдыха» (хагаби, камалига) из ствола красного дерева с концами в виде зооморфных фигур. Не имели надобщинных властных структур. Дети простых общинников (навотвот, натумок) с 5–6 лет ночевали в домах молодёжи (агаманг), пользовались добрачной половой свободой; в женских агамангах неженатая молодёжь практиковала пробные браки, после рождения ребёнка совершались брачные церемонии и пара отселялась в отд. дом. Для детей представителей высшего ранга практиковался колыбельный сговор. Существовала строгая моногамия при относительно лёгком разводе. Имущество супругов оставалось раздельным; традиционно первые 2 ребёнка получали всю наследств. собственность родителей (дом получала старшая дочь), 3-й – совместно нажитую, остальные – ничего. Родителей, отдавших всю собственность старшим детям, наследники обеспечивали животными для жертвоприношений. Счёт родства билатеральный. Сакральный центр И. – муниципалитет Кианган. И. – создатели сложнейшей политеистич. системы с сотнями классов богов, богатейшей мифологии (о потопе, происхождении культурных растений, ссоре Солнца и Луны и т. п.) и уникального женского (исполняется женщинами и для женщин) героич. эпоса худхуд (в 2001 объявлен ЮНЕСКО культурным достоянием человечества). Осн. сюжет: герой отправляется на охоту за головами и в результате добывает жену, описываются 3 битвы, не сопровождающиеся кровопролитием и завершающиеся женитьбой противников на сёстрах друг друга. Худхуд исполняют на полях во время жатвы риса и во время погребальных обрядов (ночных бдений при покойнике, умершем естеств. смертью в преклонном возрасте, и при вторичном погребении; местами форма худхуда соединяется с содержанием заупокойной мессы, во время исполнения дух покойного вселяется в одного из присутствующих и через него говорит с родственниками). Из др. жанров – частушки (ливлива), песни, сказки и др. Муз. инструменты – плоские бронзовые гонги, деревянные била, барабаны, флейты, варганы, бамбуковые трещотки, хордофоны (из бамбука и ротанга). Основа традиц. танца – имитация мужчинами движений петухов, женщинами – кур.
Совр. И. заселяют лесные угодья в Сьерра-Мадре, принадлежавшие негрито, покупают рисовые поля в соседних провинциях, работают в Маниле, женщины уезжают на заработки в Сянган, Корею, Сингапур, мужчины – в ОАЭ, Австралию. Имеют высокий уровень образования, среди И. есть учителя, священники, торговцы, полицейские, высшие офицеры.