Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЙЮ́А

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 470

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский
Индианка кайюа за прядением.

КАЙЮ́А, кай­уа, кай­о­ва, кай­ва (са­мо­на­зва­ние – kaiwa; паи-та­ви­те­ра, ка­ин­гуа), ин­дей­ский на­род груп­пы гуа­ра­ни на юге Бра­зи­лии (шта­ты Ма­ту-Гро­су-ду-Сул, Риу-Гран­ди-ду-Сул,Сан­та-Ка­та­ри­на, Па­ра­на, Сан-Пау­лу), в по­гра­нич­ных рай­онах Па­ра­гвая и Бо­ли­вии и на край­нем се­ве­ро-вос­то­ке Ар­ген­ти­ны (пров. Мись­о­нес). Жи­вут в бас­сей­нах рек Aпa, До­ра­дус, Ивинь­ей­ма, Игуа­те­ми, Же­жуи-Гуа­су. Чис­лен­ность в Бра­зи­лии св. 20 тыс. чел. (2008, оцен­ка), в Ар­ген­ти­не – 0,5 тыс. чел. Го­во­рят на яз. кай­ва гуа­ра­ний­ско­го кла­сте­ра гуа­ра­ний­ской груп­пы ту­пи-гуа­ра­ни язы­ков; диа­лек­ты – кай­ва, теюи, тем­бе­куа. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Го­во­рят так­же на исп. и пор­туг. язы­ках. Ок. 60% – хри­стиа­не (ме­то­ди­сты, ка­то­ли­ки), ос­таль­ные со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Индеец кайюа. Фото Э. Шадена. 1949.

Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми с сер. 16 в. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов Юж. Аме­ри­ки. За­ни­ма­лись под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем, охо­той, ры­бо­лов­ст­вом, со­би­ра­тель­ст­вом. До 1970-х гг. при­ме­ня­ли лук (дли­ной св. 150 см). Об­щи­на, воз­глав­ляе­мая во­ж­дём (ту­би­ша), вла­де­ет тер­ри­то­ри­ей (те­коа), со­сто­ит из не­сколь­ких боль­ших се­мей во гла­ве со стар­шим муж­чи­ной (та­мойн – де­душ­ка). Су­щест­во­ва­ли об­щин­ные жи­ли­ща. Брак ук­со­ри­ло­каль­ный, прак­ти­ку­ет­ся со­ро­раль­ная по­ли­ги­ния. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па в 1-м вос­хо­дя­щем по­ко­ле­нии (брат от­ца и се­стра ма­те­ри обоз­на­ча­ют­ся тер­ми­на­ми, про­из­вод­ны­ми со­от­вет­ст­вен­но от тер­ми­нов для от­ца и ма­те­ри). В по­ко­ле­нии Эго ку­зе­ны клас­си­фи­ци­ру­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от по­ла го­во­ря­ще­го, что да­ёт две раз­ные би­фур­ка­тив­ные си­сте­мы обоз­на­че­ния. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. по­лу и от­но­сит. воз­ра­сту, что при­во­дит к слож­ной клас­си­фи­ка­ции из 8 тер­ми­нов. Прак­ти­ко­ва­лись муж­ские и жен­ские ини­циа­ции. Во вре­мя празд­ни­ков уро­жая (Ава­ти Ки­ри, Ми­ти Пе­пу, Ку­ну­ми Пе­пу) ис­пол­ня­ют­ся об­ря­до­вые пес­ни и тан­цы, ис­поль­зу­ют­ся муж­ские (мба­ра­ка) и жен­ские (та­куа­пу) муз. ин­стру­мен­ты. Со­хра­ня­ют­ся жен­ские ини­циа­ции, ми­фо­ло­гия (о со­тво­ре­нии ми­ра де­ми­ур­гом На­не Ра­мойн Джу­су Па­па, о бра­тьях-близ­не­цах, мстя­щих ягуа­рам за смерть ма­те­ри, и др.). Рас­про­стра­не­на ра­бо­та по най­му.

Лит.: Hanke W. Dos años entre los cainguá. B. Aires, 1995; Monteiro M. E. B. Levanta­men­to histórico sobre os índos Guarani Kaiwá. Rio de J., 2003.

Вернуться к началу