ДЮМО́Н ЛУИ ШАРЛЬ ЖАН
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮМО́Н (Dumont) Луи Шарль Жан (1.8.1911, Фессалоники – 19.11.1998, Париж), франц. антрополог, социолог, индолог. Д-р словесности (1954). С 1945 работал в Нац. музее нар. искусств и традиций при Музее человека, занимался провансальским фольклором и этнографией, в 1938–39 в уч-ще при Лувре – кельтской археологией. С 1939 на фронте, с 1940 в плену под Гамбургом, где занялся изучением санскрита. В 1946–49 в Нац. школе вост. языков изучал хинди и тамильский яз. Ученик Ж. Дюмезиля, М. Мосса, франц. индолога Л. Рену. В 1949–50 исследовал социальный строй дравидов в Юж. Индии. В 1952–55 читал лекции по инд. социологии в Оксфордском ун-те, сблизился с Э. Эвансом-Причардом и др. представителями брит. социальной антропологии. С 1955 директор школы Высших социальных исследований, в 1967 организовал Центр инд. исследований (впоследствии Центр изучения Индии и Юж. Азии) и основал ж. «Contributions to Indian sociology». В 1954–55 и 1957–58 проводил полевые исследования в Сев. Индии. Д. – крупнейший специалист по традиц. инд. обществу. Обобщающий труд «Homo hierarchicus» (1966) посвящён кастовой системе индуизма, в которой Д. видел основу инд. цивилизац. модели. Согласно Д., каста отличается от др. форм социальной стратификации расхождением между ритуальным статусом и светским (т. е. политико-экономич. положением) в рамках одной и той же социальной системы. Соединяя классич. индологию с социологией, Д. выдвинул и применил собств. метод, состоящий в сочетании взглядов «изнутри» и «извне», в определении соотношения социальной организации с идеологией. Ряд работ Д. [«Индийская цивилизация и мы» (1964), «Человек Равный. Генезис и развитие экономической идеологии» (1977), «Очерки индивидуализма. Современная идеология в свете антропологии» (1983) и др.] посвящён сопоставлению образа жизни, идеологии и социальных институтов традиц. Востока и совр. Запада. Д. противопоставлял зап. эгалитарные ценности и иерархические, свойственные инд. и др. традиц. обществам, считал, что «индивидуализм» как глобальная идеология совр. зап. общества возник, когда первенство взаимных отношений личностей было замещено главенством отношений между личностями и вещами, рассматриваемыми как собственность, что освободило экономику от всяких моральных и политич. ограничений («революция в ценностях»). Конечной целью исследований Д. считал нахождение в культурном разнообразии общих форм человеческой умственной деятельности.