Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЮМО́Н ЛУИ ШАРЛЬ ЖАН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 481

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Г. Краснодембская

ДЮМО́Н (Dumont) Луи Шарль Жан (1.8.1911, Фес­са­ло­ни­ки – 19.11.1998, Па­риж), франц. ан­тро­по­лог, со­цио­лог, ин­до­лог. Д-р сло­вес­но­сти (1954). С 1945 ра­бо­тал в Нац. му­зее нар. ис­кусств и тра­ди­ций при Му­зее че­ло­ве­ка, за­ни­мал­ся про­ван­саль­ским фольк­ло­ром и эт­но­гра­фи­ей, в 1938–39 в уч-ще при Лув­ре – кельт­ской ар­хео­ло­ги­ей. С 1939 на фрон­те, с 1940 в пле­ну под Гам­бур­гом, где за­нял­ся изу­че­ни­ем сан­ск­ри­та. В 1946–49 в Нац. шко­ле вост. язы­ков изу­чал хин­ди и та­мильский яз. Уче­ник Ж. Дю­ме­зи­ля, М. Мос­са, франц. ин­до­ло­га Л. Ре­ну. В 1949–50 ис­сле­до­вал со­ци­аль­ный строй дра­ви­дов в Юж. Ин­дии. В 1952–55 чи­тал лек­ции по инд. со­цио­ло­гии в Окс­форд­ском ун-те, сбли­зил­ся с Э. Эван­сом-При­чар­дом и др. пред­ста­ви­те­ля­ми брит. со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии. С 1955 ди­рек­тор шко­лы Выс­ших со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний, в 1967 ор­га­ни­зо­вал Центр инд. ис­сле­до­ва­ний (впо­след­ст­вии Центр изу­че­ния Ин­дии и Юж. Азии) и ос­но­вал ж. «Contributions to Indian sociology». В 1954–55 и 1957–58 про­во­дил по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния в Сев. Ин­дии. Д. – круп­ней­ший спе­циа­лист по тра­диц. инд. об­ще­ст­ву. Обоб­щаю­щий труд «Homo hie­rar­chi­cus» (1966) по­свя­щён кас­то­вой сис­те­ме ин­ду­из­ма, в ко­то­рой Д. ви­дел ос­но­ву инд. ци­ви­ли­зац. мо­де­ли. Со­глас­но Д., кас­та от­ли­ча­ет­ся от др. форм со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции рас­хо­ж­де­ни­ем ме­ж­ду ри­ту­аль­ным ста­ту­сом и свет­ским (т. е. по­ли­ти­ко-эко­но­мич. по­ло­же­ни­ем) в рам­ках од­ной и той же со­ци­аль­ной сис­те­мы. Со­еди­няя клас­сич. ин­до­ло­гию с со­цио­ло­ги­ей, Д. вы­дви­нул и при­ме­нил собств. ме­тод, со­стоя­щий в со­че­та­нии взгля­дов «из­нут­ри» и «из­вне», в оп­ре­де­ле­нии со­от­но­ше­ния со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции с идео­ло­ги­ей. Ряд ра­бот Д. [«Ин­дий­ская ци­ви­ли­за­ция и мы» (1964), «Че­ло­век Рав­ный. Ге­не­зис и раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской идео­ло­гии» (1977), «Очер­ки ин­ди­ви­дуа­лиз­ма. Со­вре­мен­ная идео­ло­гия в све­те ан­тро­по­ло­гии» (1983) и др.] по­свя­щён со­пос­тав­ле­нию об­раза жиз­ни, идео­ло­гии и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов тра­диц. Вос­то­ка и совр. За­па­да. Д. про­ти­во­пос­тав­лял зап. эга­ли­тар­ные цен­но­сти и ие­рар­хи­че­ские, свой­ст­вен­ные инд. и др. тра­диц. об­ще­ст­вам, счи­тал, что «ин­ди­ви­дуа­лизм» как гло­баль­ная идео­ло­гия совр. зап. об­ще­ст­ва воз­ник, ко­гда пер­вен­ст­во вза­им­ных от­но­ше­ний лич­но­стей бы­ло за­ме­ще­но гла­вен­ст­вом от­но­ше­ний ме­ж­ду лич­но­стя­ми и ве­ща­ми, рас­смат­ри­вае­мы­ми как соб­ст­вен­ность, что ос­во­бо­ди­ло эко­но­ми­ку от вся­ких мо­раль­ных и по­ли­тич. ог­ра­ни­че­ний («ре­во­лю­ция в цен­но­стях»). Ко­неч­ной це­лью ис­сле­до­ва­ний Д. счи­тал на­хо­ж­де­ние в куль­тур­ном раз­но­об­ра­зии об­щих форм че­ло­ве­че­ской ум­ст­вен­ной дея­тель­но­сти.

Соч.: Hierarchy and marriage alliance in South Indian kinship. L., 1957; La civilisation in­dien­ne et nous. P., 1975; Homo aequalis. I. Ge­nèse et épanouissement de l’idéologie éqono­mi­que. P., 1985; Эс­се об ин­ди­ви­дуа­лиз­ме. Дуб­на, 1997; Homo hierarchicus / Ред., вступ. ст. Н. Г. Крас­но­демб­ской. СПб., 2001.

Лит.: L. Dumont // International dictionary of anthropologists. N. Y., 1991; Lardinois R. The genesis of L. Dumont’s anthropology: The 1930s in France revisited // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. 1996. Vol. 16. № 1; Madan TN. Louis Dumont 1911–1998: a memoir // Contributions to Indian sociology. New ser. 1999. Vol. 33. № 3; Крас­но­демб­ская НГ. Л. Дю­мон: кто он по спе­ци­аль­но­сти? // Сбор­ник Му­зея ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии. 2006. Т. 49.

Вернуться к началу