ДОМИНИКА́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОМИНИКА́НЦЫ (самоназвание – dominicanos), народ, осн. население Доминиканской Республики. Численность 8,6 млн. чел. (2007, оценка). Говорят на исп. яз. Св. 90% Д. – христиане (в осн. католики, есть также адвентисты седьмого дня и др.).
Коренное население о. Гаити – индейцы-араваки – было истреблено во 2-й пол. 16 в. Для восполнения недостатка рабочей силы с нач. 16 в. на Гаити ввозятся афр. рабы (босалес, в отличие от ладинос – домашних рабов-негров, привезённых колонистами из Испании), и к 1520-м гг. их численность превысила белое население. С 16 в. значит. группу составили беглые негры-симарроны (мароны), образовывавшие общины (кумбе, маньель) во внутр. районах острова и жившие гл. обр. за счёт охоты на одичавший скот. Негры-рабы были заняты в осн. на плантациях сахарного тростника, c упадком плантационного хозяйства (кон. 16 – сер. 17 вв.) – в скотоводстве, а также в ремёслах и розничной торговле, что способствовало становлению т. н. иберийской (более мягкой) модели обращения с чернокожими рабами. На севере и востоке острова к 18 в. осела группа иммигрантов с Канарских о-вов, занимавшихся крестьянским хозяйством со специализацией на произ-ве табака. Население внутр. горных областей долго сохраняло подсечно-огневое земледелие и охоту. Для населения Санто-Доминго был характерен высокий уровень расового смешения. Мулаты и негры-рабы часто получали свободу от хозяев. К 18 в. свободное «цветное» (негры и мулаты) население с ориентацией на испанскую (креольскую) культуру составляло большинство Д. Его доля ещё выросла в результате событий во франц. Гаити в кон. 18 – нач. 19 вв., оккупации Санто-Доминго гаитийскими войсками (1822–44) и отмены рабства гаитийским през. Ж. П. Буайе (1822). В Доминиканской Республике осн. влиянием по-прежнему пользовалась креольская олигархия, однако из-за политич. нестабильности в лидеры часто выбивались представители «цветного» населения. Для Д. не были характерны та острота расовых конфликтов, которая существовала в зап. части острова, и противопоставление себя чернокожим гаитийцам (негров-Д. называли более «мягкими» терминами: пардо, морено и т. п.; тёмный цвет кожи объясняли якобы наличием индейских предков, что породило представление о «расе» «доминиканских индейцев»). Гор. население и креольская верхушка были ориентированы на исп. культурные традиции в бытовой, религ. сфере, архитектуре и т. д. Среди них почти не наблюдалось культивирование афр. традиций и не была распространена идеология негритюда. Афр. влияние прослеживается в культуре сельского населения: фольклоре, одежде, обрядах жизненного цикла (особенно похоронном) и др.
Устное творчество Д. объединяет традиц. индейскую музыку, традиц. и популярную музыку креолов, мулатов и негров. Архаич. муз. традиции индейцев сохранились в виде отд. инструментов (глиняные, тростниковые и костяные флейты, трещотки, скребки, щелевой барабан, раковина-труба), применявшихся в обрядах и праздничных церемониях, массовых (до 300 танцоров и певцов) ритуальных действах арейто. Креольская музыка – это большей частью инструментальное сопровождение к танцам: в 17–18 вв. кадриль и контрданс исполнялись в сопровождении гитарных ансамблей, с кон. 19 в. – аккордеона; в 19 в. в городах были популярны исп. баллады и романсы (в 20 в. сохранились у сельского населения). Во время корриды поются тонадас де торос (песни быка). На католич. праздники креолы исполняют внехрамовые религ. песни версос. Специфику сохраняет музыка католических (в особенности пасхальных) карнавальных представлений-шествий гага. Музыка негритянского населения имеет традиц. основу, у негров и мулатов распространены протестантские гимны, из муз. инструментов популярны барабаны палос и атабаль. Символы музыки Д. – музыкально-танцевальные жанры меренгуе и бачата (известны с сер. 19 в.). Муз. культура Д.-мулатов близка фольклору пуэрториканцев.
К кон. 19 в. ведущим направлением экономики среди Д. стало выращивание на экспорт сахарного тростника, что определило приток рабочих-иммигрантов из Республики Гаити. Наблюдалась также иммиграция из Колумбии, Венесуэлы, Мексики, с Кубы и др. лат.-амер. стран, в 20 в. – из Испании и др. стран Европы (в т. ч. беженцы во время 2-й мировой войны). С кон. 20 в. в связи с высоким уровнем безработицы среди Д. растёт также эмиграция. 73,3% совр. Д. составляют мулаты, 16,8% – креолы, 9,9% – негры.