ДЕ́НЬГИ ПРИМИТИ́ВНЫЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́НЬГИ ПРИМИТИ́ВНЫЕ, предметы, выступающие эквивалентом меновой стоимости на ранней стадии развития обмена. Д. п. могли быть наиболее важные или ценные для данной культуры и при этом массовые товары: скот (так, лат. слово pecunia – «деньги» происходит от pecus – «скот»; на Руси «скотник» означало «взиматель подати»), продовольствие (зерно, ценные породы риса на о. Суматра, бобы какао у индейцев Центр. Америки, грецкие орехи в Тибете, бруски каменной соли в Эфиопии и Зап. Судане, куски сушёной свинины в районе оз. Ньяса в Вост. Африке, сушёная рыба в ср.-век. Исландии, сыр в Лапландии; прессованный в форме кирпичей чай, часто со штемпелями, означавшими достоинство, в Китае и т. п.), табак, порох, ткани (шёлк в Тибете и Японии, отрезы на женскую юбку из импортной набивной ткани в Зап. Африке, одеяла европ. произ-ва у суто в Юж. Африке), циновки, меха, драгоценное сырьё (золотой песок в Зап. Африке), драгоценные и полудрагоценные камни (кусковой нефрит в Др. Китае, агат на о. Калимантан), украшения (кораллы на Гвинейском побережье Африки, жемчуг, стеклянные бусы) и др. Высоко ценились материалы и вещи со сложной технологией произ-ва (особенно металлы), привозные и т. д. Иногда данный вид Д. п. служил только в конкретной ситуации: для выплаты подати, брачного выкупа и т. п. Д. п. могли разделяться на «мужские» и «женские»: так, у микронезийцев о. Яп женщины пользовались деньгами из раковин, мужчины – гигантскими каменными дисками (феи), которые оставались у жилища своего изготовителя, даже когда в результате обмена формально переходили к другому владельцу. В условиях стабильного бытования в регионе устанавливался рыночный курс эквивалента. В колониальный период Д. п. могли использоваться как полноценная валюта европ. миссионерами, чиновниками и торговцами при расчётах с местным населением (напр., штемпелёванные циновки в португ. Анголе, кораллы у работорговцев в Зап. Африке). Для успешного выполнения функции эквивалента товары постепенно выводились из употребления по прямому назначению и приобретали чисто символич., престижное значение (см. в ст. Престижная экономика). Таким эквивалентом повсеместно служили связки из раковин моллюсков (каури, dentalium edulis, nassa camelus и др. – иногда шлифованные, разрезанные на диски или др. фигуры; так, в Китае контракты по найму и купчие могли заключаться в раковинах каури вплоть до 19 в.), зубов животных («свиные деньги» из кабаньих клыков, иногда особым способом закрученных в кольца, у меланезийцев Новой Ирландии; клыки крупных хищников, зубы редких и священных животных – кенгуру на Новой Гвинее, дельфинов на Соломоновых о-вах, бивни слонов в Зап. и Тропич. Африке), бусин, ореховой скорлупы, птичьих перьев и т. п., нанизанных на шнуры. Стоимость определялась длиной низок. Одновременно они могли служить украшениями или для передачи сообщения (см., напр., Вампум). Местами денежным эквивалентом служили стреляные патронные гильзы. В ходе развития торговых отношений наиболее употребит. эквивалентом становятся металлы, имевшие высокую стоимость (что делало удобной транспортировку при крупных расчётах) и не подверженные порче. Это могли быть орудия и оружие (напр., железные мотыги, ножи, наконечники копий у народов Вост. Африки), их миниатюрные изображения (топоров у мпонгве в Габоне, наконечников копий у сандаве в Танзании и фанг в Габоне, метательных ножей у куба в Демократич. Республике Конго и т. п.), стандартизированные по форме и весу украшения (напр., тяжёлые браслеты из сплавов, входящие в приданое невесты, у бамбара в Мали, из-за большой массы не предназначенные для ношения), металлич. лом и, наконец, спец. слитки фиксиров. формы (крестообразные медные слитки ханда в Демократич. Республике Конго, медные полукольца манилии в древнем Бенине, серебряные гривны в ср.-век. Руси и т. п.). Необходимость гарантировать качество металла и правильность веса слитков привела к появлению монеты, что сделало возможным переход при расчётах от взвешивания к простому счёту. В ряде культур Д. п. продолжают функционировать как средство оплаты в традиц. ритуалах (как брачный выкуп, взнос при вступлении в тайный союз, приветственное подношение орехов кола вождю деревни в Зап. Судане и т. п.).