ДАУ́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАУ́РЫ (дагуры; самоназвания – даур, дагур, тахур), монг. народ на севере Китая. Живут на востоке автономного р-на Внутр. Монголия (в осн. в Даурском автономном сомоне Молидава, а также в Эвенкийском автономном сомоне, у. Бутха и близ г. Хайлар), на западе пров. Хэйлунцзян (даурский район Мэйлисы, близ г. Цицикар; уезды Фуюй, Нуньцзян, Нэхэ и Айхунь), а также в у. Чугучак (Тачэн) Синьцзян-Уйгурского автономного района (западные Д.). Численность 132,4 тыс. чел. (2000, перепись). Ок. 70% говорят на дагурском яз. – офиц. языке Даурского автономного сомона Молидава; диалекты – бутхаский, цицикарский, хайларский, синьцзянский. Письменности не было, до сер. 20 в. пользовались маньч. алфавитом. В 1957 создана кириллич. письменность, в 1920 (хайларским дауром Мэрсэ) и 1960-е гг. – латинская. Распространены также кит., монг., маньч., эвенкийский, у западных Д. – уйгурский языки. В осн. сохраняют традиц. верования, ок. 30% – ламаисты.
Д., вероятно, восходят к ср.-век. киданям. Дагурский яз. сохранил архаич. черты, известные по памятникам 13–14 вв. В составе Д. прослеживается сильный тунгусо-маньч. компонент (дагурский яз. некоторые учёные относили к тунгусо-маньчжурским). До 17 в. Д. жили в верховьях Амура и на реках Аргунь и Зея. При имп. Шуньчжи (1644–1664) династии Цин Д. привлекались для воен. службы, в 1654 поселены на р. Нэньцзян во Внутренней Маньчжурии и на границе с Синьцзяном, в 1698 включены в состав восьмизнамённых войск.
Традиц. культура типична для Сев. Китая (см. в ст. Азия). Осн. занятие – пашенное земледелие (просо, гаолян, пшеница, овёс). Развито скотоводство; за лошадьми и крупным рогатым скотом ухаживали мужчины, за свиньями и птицей – женщины. Скот, особенно лошади, обязательно входил в свадебный подарок, приносился в жертву (мясо жертвенных лошадей съедали, в др. случаях конину не ели); в отличие от др. монголов не изготовляли кумыса. Занимались охотой, рыболовством (единственные из монг. народов), кузнечным делом, обработкой металла, выделкой замши, бересты и др. Жилище (гэр) типа фанзы, одежда вост.-азиат. типа, детские колыбели – эвенкийского типа (2 дерев. коробки, соединённые под углом 20°). Большая семья сохранялась до нач. 20 в. Традиц. поселение (аил) линейной планировки, жители возводили себя к общему предку, составляли экзогамную патрилинейную родств. группу (мохон); жена причислялась к мохону мужа. Неск. мохонов объединялись в род (хала). Традиц. религия – шаманизм. Шаманами (ядаган) могли быть и мужчины, и женщины. Атрибуты шамана – бубен (унтур, хунтурсо) с колотушкой; кафтан (чжава), украшенный медными бубенцами (3 ряда по 10 на каждом поле), зеркалами (по 30 на каждом поле и 5 на спине), раковинами каури; шапка (магал) с медными или железными 5-отростковыми рогами и с бахромой из проволоки на лбу. Развит погребальный ритуал: родственники надевают традиц. одежды, покойника оплакивают, приносят в жертву скот, сжигают цветную бумагу, имитирующую деньги, в гроб кладут вещи и пищу. Популярен хоккей на траве (автономный сомон Молидава называют родиной этой игры). Фольклор – эпос («Алтан галбурт»). В нач. 19 в. была известна лирич. поэзия (стих. «Бэлбэтэй илга» Рабдана Аула).