Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́СИИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 181

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Деревня гусиев.

ГУ́СИИ (ки­сии, ко­со­ва, аба­гу­сии; са­мо­на­зва­ние – bakisii, от име­ни ле­ген­дар­но­го пред­ка Мо­гу­сии), на­род груп­пы бан­ту на юго-за­па­де Ке­нии. Жи­вут к югу от зал. Ка­ви­рон­до на вост. по­бе­ре­жье оз. Вик­то­рия (пров. Ньян­за). Чис­лен­ность 2,3 млн. чел. (2006, оцен­ка). 47 тыс. чел. жи­вут в Тан­за­нии. Под­раз­де­ля­ют­ся на 8 су­бэт­но­сов («пле­мён»). Го­во­рят на язы­ке гу­сии (ики­гу­сии) груп­пы Е10 бан­ту язы­ков; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Ок. 80% – ка­то­ли­ки, есть пер­фек­ционисты, лю­те­ра­не, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня, при­вер­жен­цы аф­ро­хри­сти­ан­ских куль­тов (в т. ч. Ле­ги­она Ма­рии), часть со­хра­ня­ет тра­диц. куль­ты.

Гусии. Девушки перед обрядом обрезания.

Об­щие пред­ки Г. – лу­хья и ку­риа – с 16 в. миг­ри­ро­ва­ли в об­ласть оз. Вик­то­рия с тер­ри­то­рии Уган­ды из рай­она го­ры Эл­гон. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Вост. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тия – руч­ное зем­ле­де­лие (из­вест­ны ир­ри­га­ция и тер­ра­си­ро­ва­ние гор­ных скло­нов), мес­та­ми – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во (скот па­сут мо­ло­дые муж­чи­ны). Ре­мёс­ла – куз­не­че­ст­во, резь­ба по де­ре­ву (скульп­ту­ра, мас­ки, ри­ту­аль­ные си­де­нья) и мыль­но­му кам­ню. Рас­про­стра­не­на ра­бо­та по най­му, мн. Г. жи­вут в го­ро­дах. Тра­диц. жи­ли­ще круг­лое. Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция – пат­ри­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­низа­ция, де­ре­вен­ские об­щи­ны, сис­те­ма воз­рас­тных клас­сов. Брак пат­ри­ло­каль­ный, рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния (ка­ж­дая же­на име­ет свою хи­жи­ну), брач­ный вы­куп, пра­ви­ла, ре­гу­ли­рую­щие от­но­ше­ния ме­ж­ду род­ст­вен­ни­ка­ми, по­ла­ми, по­ко­ле­ния­ми (чин­со­ни, ого­си­ка), от­но­ше­ния шу­точ­но­го род­ст­ва (см. в ст. Под­шу­чи­ва­ние) – ба­гу­ло, еже­год­ные муж­ская и жен­ская ини­циа­ции (об­ре­за­ние). Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва пе­ре­ход­ная от би­фур­ка­тив­но­го ти­па к ге­не­ра­ци­он­но­му (с диф­фе­рен­ци­а­ци­ей по по­лу). Со­хра­ня­ет­ся культ ду­хов пред­ков (эби­ре­ча), ве­ра в вер­хов­но­го бо­га-твор­ца, су­ще­ст­ву­ют ведь­мы (омо­ро­ги), пред­ска­за­тель­ни­цы (аба­ра­го­ри), це­ли­те­ли и це­ли­тель­ни­цы (аба­ба­ри, абань­я­мо­рио­ги), кол­ду­ны (абань­я­мо­си­ра, омо­рио­ри). Фольк­лор – пес­ни, тан­цы, ис­то­рич. пре­да­ния о ми­гра­ци­ях и по­яв­ле­нии ев­ро­пей­цев и др. Осн. муз. ин­ст­ру­мент – ли­ра (обо­ка­но).

Лит.: Mayer U. Ph. The lineage principle in Gu­sii society. L., 1949; LeVine R. Nyansongo: a Gu­sii community in Kenya. N. Y., 1966. Vol. 2; LeVine S. Mothers and wives: Gusii women of East Africa. Chi.; L., 1979; Ochieng’ W. R. People of the south-western highlands: Gusii. Nairobi; L., 1986; Hakansson Th. Bridewealth, women and land: social change among the Gu­sii of Kenya. Uppsala, 1988; idem. Grain, cat­tle and power: social processes of intensive cul­tivation and exchange in pre-colonial western Kenya // Journal of Anthropological Research. 1994. Vol. 50. № 3.

Вернуться к началу