Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕНЕСУЭ́ЛЬЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 122-123

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Л. Нитобург

ВЕНЕСУЭ́ЛЬЦЫ (са­мо­на­зва­ние – vene­zo­lanos), на­род, осн. на­се­ле­ние Ве­не­су­элы. Чис­лен­ность 25,3 млн. чел. (2006, оцен­ка). Го­во­рят на исп. яз. Боль­шин­ст­во В. (96%) – ка­то­ли­ки, есть пяти­де­сят­ники, баптисты, адвентисты седь­мо­го дня, мор­мо­ны и др.

Венесуэльские льянерос. Фото Р. К. Сапожникова

Пе­ред при­хо­дом ис­пан­цев б. ч. ко­рен­но­го на­се­ле­ния Ве­не­су­элы за­ни­ма­лась охо­той и со­би­ра­тель­ст­вом, у ин­дей­цев гор­ных рай­онов сев. и сев.-зап. Ве­не­су­элы сфор­ми­ро­ва­лось зем­ле­де­лие, в Ан­дах – ир­ри­га­ци­он­ное и тер­рас­ное; воз­ник­ли круп­ные по­се­ле­ния (со­ста­вив­шие ос­но­ву мн. совр. го­ро­дов Ве­не­су­элы), сло­жи­лась власть во­ж­дей-ка­си­ков. Ин­дей­цы ока­зы­ва­ли со­про­тив­ле­ние ко­ло­ни­за­ции (Гу­ай­кай­пу­ро – один из ара­вак­ских ка­си­ков, убитый в 1568, – стал нац. ге­ро­ем Ве­не­суэ­лы). Боль­шин­ст­во ин­дей­цев-об­щин­ни­ков бы­ли за­ви­си­мы от зем­ле­вла­дель­цев-эн­ко­мен­де­ро (до от­ме­ны эн­ко­мь­ен­ды в 1720) или от ко­ро­ны, раб­ст­во ин­дей­цев в осн. от­ме­не­но в 16 в. С сер. 17 в. исп. мис­сио­не­ры ко­ло­ни­зу­ют Лья­нос, в 18 в. – Гви­ан­ское плос­ко­го­рье, пе­ре­се­ляя ин­дей­цев в по­сёл­ки при мис­си­ях (ре­дук­ции). С 17 в. в Лья­нос раз­ви­ва­ет­ся ско­то­вод­ст­во, сре­ди ин­дей­цев, ме­ти­сов и сам­бо сфор­ми­ро­вал­ся тип ско­то­во­да и наездника – лья­не­ро. Ин­дей­ские кор­ни име­ют нар. дра­ма о Гу­ай­кай­пу­ро – «Се­бу­кан», тан­це­валь­ная пан­то­ми­ма «Лос чи­ми­чи­ми­тос», тан­цы ма­ре­ма­ре, ту­ра и др., сказ­ки (вол­шеб­ные, бы­то­вые, о жи­вот­ных и др.), ле­ген­ды.

С 1520-х гг. в стра­ну ста­ли за­во­зить ра­бов-аф­ри­кан­цев, пер­во­на­чаль­но ис­поль­зо­вав­ших­ся на руд­ни­ках, до­бы­че жем­чу­га и т. п., с 17 в. – на план­та­ци­ях. Бег­лые ра­бы-си­мар­ро­ны (в 1721 их на­счи­ты­ва­лось ок. 20 тыс. чел.) ос­но­вы­ва­ли ук­ре­п­лён­ные по­се­ле­ния (кум­бе) в труд­но­дос­туп­ных рай­о­нах. В 18 в. сфор­ми­ро­ва­лась груп­па сво­бод­ных нег­ров и му­ла­тов – гл. обр. ре­мес­лен­ни­ков, зе­мель­ных арен­да­то­ров, мел­ких зем­ле­вла­дель­цев. Не­гры при­нес­ли в Ве­не­су­элу афр. и араб. эле­мен­ты куль­ту­ры (напр., пле­те­ние из тро­ст­ни­ка, тан­цы, муз. ин­ст­ру­мен­ты).

В 17–18 вв. уси­ли­ва­лась ме­ти­са­ция на­се­ле­ния Ве­не­су­элы: к 1800 (по оцен­кам пу­те­ше­ст­во­вав­ше­го по Ве­не­су­эле А. Гум­больд­та) сме­шан­ные ра­со­вые груп­пы (пар­дос) со­став­ля­ли 51%, ме­ст­ные бе­лые (кре­о­лы) – 25%, ин­дей­цы – 15%, не­гры – 8%, «ев­ро­пей­цы» – 1%. Сло­жи­лась и бы­ла как и в др. колониях за­кре­п­ле­на ие­рар­хия ра­со­вых групп («каст»): выс­шую сту­пень за­ни­ма­ли бе­лые (из них не­дав­но прибывшие из мет­ро­по­лии, имели бо­лее вы­со­кий ста­тус, чем кре­о­лы), сре­ди ко­то­рых пре­об­ла­да­ли вы­ход­цы из Ан­да­лу­сии и с Ка­нар­ских о-вов (ис­лень­ос), бас­ки, пор­ту­галь­цы; за­тем сле­до­ва­ли ин­дей­цы, ме­ти­сы, сво­бод­ные не­гры и му­ла­ты; низ­шее по­ло­же­ние за­ни­ма­ли сам­бо (по­месь не­гра и ин­дей­ца) и не­гры-ра­бы.

Цвет­ное на­се­ле­ние при­ни­ма­ло ак­тив­ное уча­стие в Вой­не за не­за­ви­си­мость, пер­во­на­чаль­но под­дер­жи­ва­ло ис­пан­цев (дви­же­ния Х. Т. Бо­ве­са, Ф. Ро­се­те и др.), что бы­ло од­ной из при­чин по­ра­же­ния 2-й рес­пуб­ли­ки в 1814, но за­тем бы­ло при­вле­че­но Бо­ли­ва­ром на свою сто­ро­ну; сре­ди ге­ро­ев вой­ны – ме­тис Х. А. Па­эс (бу­ду­щий пре­зи­дент Ве­не­суэлы), му­лат ген. Пи­ар, негр П. Ка­ме­хо (ге­рой бит­вы при Ка­ра­бо­бо, 1821) и др. Во вре­мя Вой­ны за не­за­ви­си­мость Ве­не­су­эла по­те­ря­ла до 1/3 сво­его на­се­ле­ния. В Кон­сти­ту­ции 1830 бы­ла про­воз­гла­ше­на еди­ная «ве­не­су­эль­ская на­ция». Од­но­вре­мен­но пра­ви­тель­ст­во про­дол­жи­ло пла­но­мер­ное пе­ре­се­ле­ние ин­дей­цев в ре­дук­ции. По­ощ­ря­лась им­ми­гра­ция из Ев­ро­пы, поя­ви­лись им­ми­грант­ские ко­ло­нии (пре­об­ла­да­ли ис­лень­ос). Им­ми­гра­ция уси­ли­лась во 2-й пол. 20 в.

Ны­не боль­шин­ст­во В. – ме­ти­сы, му­ла­ты и сам­бо, со­став­ляю­щие осн. часть кре­сть­ян­ст­ва. 20% – бе­лые, к ним при­над­ле­жат круп­ные зем­ле­вла­дель­цы, про­мыш­лен­ни­ки, фи­нан­си­сты. Не­гры (10%) жи­вут в осн. в при­бреж­ной час­ти и на низ­мен­но­сти Ма­ра­кай­бо, за­ня­ты гл. обр. ра­бо­той по най­му. Тра­диц. кре­сть­ян­ское жи­ли­ще – гли­но­бит­ное, кры­тое че­ре­пи­цей или паль­мо­вы­ми ли­сть­я­ми. Тра­диц. пи­ща в осн. из ку­ку­ру­зы: ле­пёш­ки (аре­па), ка­ша (ма­са­мор­ра), по­хлёб­ка с мя­сом и ово­ща­ми (сан­ко­че), под­жа­рен­ная му­ка (аль­я­ка), ал­ко­голь­ный на­пи­ток (чи­ча). Тра­диц. оде­ж­да – бе­лая хлоп­ча­то­бу­маж­ная ру­ба­ха и шта­ны (у муж­чин), ши­ро­кое длин­ное пла­тье (у жен­щин). Го­лов­ной убор – сом­бре­ро, ши­ро­ко­по­лая шля­па, спле­тён­ная из со­ло­мы или тра­вы пу­те. Жен­щи­ны по­верх сом­бре­ро час­то на­ки­ды­ва­ют пла­ток. Обувь – пле­тё­ные сан­да­лии (аль­пар­га­тас). Рас­про­стра­не­ны пе­ту­ши­ные бои и бои бы­ков, кон­ские бе­га, кар­на­вал; важ­ное ме­сто за­ни­ма­ет празд­ник хо­ро­по – по­сле­до­вание пе­сен­ных и тан­це­валь­ных раз­де­лов (кор­ри­до, га­ле­рон, па­са­хе, голь­пе), вклю­чаю­щее со­рев­но­ва­ние тра­диц. по­этов-пев­цов (кон­тра­пун­тео). Осн. кре­оль­ские ин­ст­ру­мен­ты: ку­ат­ро (4-струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент на­по­до­бие ма­лень­кой ги­та­ры), ги­та­ра, кре­оль­ская ар­фа (бес­пе­даль­ная), ма­ра­ка. Во внутр. об­лас­тях Ве­не­су­элы со­хра­ни­лись ин­дей­ские пес­ни – соль­ные и хо­ро­вые за­кли­на­тель­ные, тру­до­вые, ли­ри­че­ские; тан­цы – об­ря­до­вые, ка­лен­дар­ные, «та­нец с лен­та­ми» се­бу­кан; муз. ин­ст­ру­мен­ты – кос­тя­ные, бам­бу­ко­вые и гли­ня­ные флей­ты, по­гре­муш­ки. Аф­ро­ве­не­су­эль­ская му­зы­ка и тан­цы пре­об­ла­да­ют на Ка­риб­ском по­бе­ре­жье, для них ха­рак­тер­ны 2-доль­ный метр, син­ко­пи­ро­ван­ные рит­мы, рес­пон­сор­ное пе­ние, гос­под­ство удар­ных ин­ст­ру­мен­тов; ис­поль­зу­ют­ся ан­самб­ли ба­ра­ба­нов (там­бор-ре­дон­до из 3 ба­ра­ба­нов, там­бор-гран­де из 2 ба­ра­ба­нов и др.).

Лит.: Ни­то­бург Э. Л. Ве­не­су­эла: ста­нов­ле­ние на­ции // Эт­ни­че­ские про­цес­сы в стра­нах Юж­ной Аме­ри­ки. М., 1981; он же. Ве­не­су­эла // Аф­ри­кан­цы в стра­нах Аме­ри­ки. М., 1987; Ра­мон-и-Ри­ве­ра Л. Ф. Хо­ро­по, на­цио­наль­ный та­нец Ве­не­су­элы // Му­зы­ка стран Ла­тин­ской Аме­ри­ки. М., 1983; Куль­ту­ра Ве­не­су­элы. М., 1984.

Вернуться к началу