ВЕНЕСУЭ́ЛЬЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕНЕСУЭ́ЛЬЦЫ (самоназвание – venezolanos), народ, осн. население Венесуэлы. Численность 25,3 млн. чел. (2006, оценка). Говорят на исп. яз. Большинство В. (96%) – католики, есть пятидесятники, баптисты, адвентисты седьмого дня, мормоны и др.
Перед приходом испанцев б. ч. коренного населения Венесуэлы занималась охотой и собирательством, у индейцев горных районов сев. и сев.-зап. Венесуэлы сформировалось земледелие, в Андах – ирригационное и террасное; возникли крупные поселения (составившие основу мн. совр. городов Венесуэлы), сложилась власть вождей-касиков. Индейцы оказывали сопротивление колонизации (Гуайкайпуро – один из аравакских касиков, убитый в 1568, – стал нац. героем Венесуэлы). Большинство индейцев-общинников были зависимы от землевладельцев-энкомендеро (до отмены энкомьенды в 1720) или от короны, рабство индейцев в осн. отменено в 16 в. С сер. 17 в. исп. миссионеры колонизуют Льянос, в 18 в. – Гвианское плоскогорье, переселяя индейцев в посёлки при миссиях (редукции). С 17 в. в Льянос развивается скотоводство, среди индейцев, метисов и самбо сформировался тип скотовода и наездника – льянеро. Индейские корни имеют нар. драма о Гуайкайпуро – «Себукан», танцевальная пантомима «Лос чимичимитос», танцы маремаре, тура и др., сказки (волшебные, бытовые, о животных и др.), легенды.
С 1520-х гг. в страну стали завозить рабов-африканцев, первоначально использовавшихся на рудниках, добыче жемчуга и т. п., с 17 в. – на плантациях. Беглые рабы-симарроны (в 1721 их насчитывалось ок. 20 тыс. чел.) основывали укреплённые поселения (кумбе) в труднодоступных районах. В 18 в. сформировалась группа свободных негров и мулатов – гл. обр. ремесленников, земельных арендаторов, мелких землевладельцев. Негры принесли в Венесуэлу афр. и араб. элементы культуры (напр., плетение из тростника, танцы, муз. инструменты).
В 17–18 вв. усиливалась метисация населения Венесуэлы: к 1800 (по оценкам путешествовавшего по Венесуэле А. Гумбольдта) смешанные расовые группы (пардос) составляли 51%, местные белые (креолы) – 25%, индейцы – 15%, негры – 8%, «европейцы» – 1%. Сложилась и была как и в др. колониях закреплена иерархия расовых групп («каст»): высшую ступень занимали белые (из них недавно прибывшие из метрополии, имели более высокий статус, чем креолы), среди которых преобладали выходцы из Андалусии и с Канарских о-вов (исленьос), баски, португальцы; затем следовали индейцы, метисы, свободные негры и мулаты; низшее положение занимали самбо (помесь негра и индейца) и негры-рабы.
Цветное население принимало активное участие в Войне за независимость, первоначально поддерживало испанцев (движения Х. Т. Бовеса, Ф. Росете и др.), что было одной из причин поражения 2-й республики в 1814, но затем было привлечено Боливаром на свою сторону; среди героев войны – метис Х. А. Паэс (будущий президент Венесуэлы), мулат ген. Пиар, негр П. Камехо (герой битвы при Карабобо, 1821) и др. Во время Войны за независимость Венесуэла потеряла до 1/3 своего населения. В Конституции 1830 была провозглашена единая «венесуэльская нация». Одновременно правительство продолжило планомерное переселение индейцев в редукции. Поощрялась иммиграция из Европы, появились иммигрантские колонии (преобладали исленьос). Иммиграция усилилась во 2-й пол. 20 в.
Ныне большинство В. – метисы, мулаты и самбо, составляющие осн. часть крестьянства. 20% – белые, к ним принадлежат крупные землевладельцы, промышленники, финансисты. Негры (10%) живут в осн. в прибрежной части и на низменности Маракайбо, заняты гл. обр. работой по найму. Традиц. крестьянское жилище – глинобитное, крытое черепицей или пальмовыми листьями. Традиц. пища в осн. из кукурузы: лепёшки (арепа), каша (масаморра), похлёбка с мясом и овощами (санкоче), поджаренная мука (альяка), алкогольный напиток (чича). Традиц. одежда – белая хлопчатобумажная рубаха и штаны (у мужчин), широкое длинное платье (у женщин). Головной убор – сомбреро, широкополая шляпа, сплетённая из соломы или травы путе. Женщины поверх сомбреро часто накидывают платок. Обувь – плетёные сандалии (альпаргатас). Распространены петушиные бои и бои быков, конские бега, карнавал; важное место занимает праздник хоропо – последование песенных и танцевальных разделов (корридо, галерон, пасахе, гольпе), включающее соревнование традиц. поэтов-певцов (контрапунтео). Осн. креольские инструменты: куатро (4-струнный щипковый инструмент наподобие маленькой гитары), гитара, креольская арфа (беспедальная), марака. Во внутр. областях Венесуэлы сохранились индейские песни – сольные и хоровые заклинательные, трудовые, лирические; танцы – обрядовые, календарные, «танец с лентами» себукан; муз. инструменты – костяные, бамбуковые и глиняные флейты, погремушки. Афровенесуэльская музыка и танцы преобладают на Карибском побережье, для них характерны 2-дольный метр, синкопированные ритмы, респонсорное пение, господство ударных инструментов; используются ансамбли барабанов (тамбор-редондо из 3 барабанов, тамбор-гранде из 2 барабанов и др.).