Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРАКА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 155-156

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Егорунин, Н. А. Листопадов

АРАКА́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – рак­хайн), ти­бе­то-бир­ман­ский на­род на юго-за­па­де Мьян­мы, в Ара­кан­ской нац. об­ла­сти. Близ­ко­род­ст­вен­ны мьян­ма (по другим оцен­кам – их эт­ническая груп­па). Чис­лен­ность в Мьян­ме 1,9 млн. чел. (2000, оцен­ка). Жи­вут так­же в Банг­ладеш (175 тыс. чел.), Ин­дии (25 тыс. чел.) и Китае. Го­во­рят на ара­кан­ском на­ре­чии бир­ман­ско­го язы­ка. Пись­мен­ность, вос­хо­дя­щая к брах­ми, близ­ка к об­ще­бир­ман­ско­му пись­му. В Ин­дии и Банг­ладеш рас­про­стра­нён так­же бен­га­ли. 80% А. – буд­ди­сты (тхе­ра­ва­да); есть му­суль­ма­не-сун­ни­ты (2%), ин­ду­ис­ты, хри­стиа­не (ка­то­ли­ки, ан­гли­ка­не и др.), 17% при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний. С А. час­то сме­ши­ва­ют груп­пу го­во­ря­щих в осн. по-бен­галь­ски му­суль­ман-ро­хин­гья, или ро­хай (чис­лен­ность до 1,5 млн. чел.), об­ра­зо­вав­шую­ся в ре­зуль­та­те им­ми­гра­ции в Мьян­му из Зап. Азии и Бен­га­лии (осо­бен­но в 19–20 вв.).

Будда Махамуни из Мандалая. Туловище, потолок и стены обклеены золотой фольгой – приношениями верующих.

Су­ще­ст­ву­ет ги­по­те­за, что А. – по­том­ки пер­вой вол­ны мон­го­ло­ид­ных ти­бе­то-бир­ман­цев, при­шед­ших с се­ве­ра на юго-за­пад совр. Мьян­мы на ру­бе­же н. э. Ве­ро­ят­но, А. од­ни­ми из пер­вых в Юго-Вост. Азии при­ня­ли буд­дизм (пер­вые ве­ка н. э.), ко­то­рый со­су­ще­ст­во­вал с ин­ду­из­мом. С кон. 1-го тыс. в Ара­кан про­ни­ка­ет ис­лам. Ара­кан­ские пра­ви­те­ли (см. Ара­кан) при­ни­ма­ли ис­лам­ские ти­ту­лы, но по ве­ро­ис­по­ве­да­нию ос­та­ва­лись буд­ди­ста­ми. Ара­кан – один из круп­ней­ших цен­тров буд­дий­ско­го иск-ва. В древ­ней сто­ли­це Ара­ка­на Мра­ук-У (Мьяу-У) хра­ни­лась поч­ти 4-мет­ро­вая брон­зо­вая ста­туя Буд­ды Ма­ха­му­ни (Ве­ли­кий от­шель­ник), от­ли­тая, по пре­да­нию, при его жиз­ни с на­ту­ры (по­сле по­ко­ре­ния Ара­ка­на бир­ман­ца­ми в 1784 вы­ве­зе­на в Бир­му, ны­не в г. Ман­да­лай). Со­хра­ни­лись круп­ные хра­мо­вые ком­плек­сы Щи­та­ун и До­укан в Мра­ук-У (15–18 вв.), по­зо­ло­чен­ные сту­пы Схан­до, Ан­до и Нан­до, в ко­то­рых, со­глас­но ле­ген­де, хра­нят­ся ре­ли­к­вии – во­лос, зуб и реб­ро Буд­ды, в Сан­до­вае (нач. 2-го тыс.) и др. Ара­кан­ское иск-во ис­пы­та­ло инд. влия­ние. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. празд­ни­ки, в т. ч. осен­няя це­ре­мо­ния при­но­ше­ния Буд­де (но­ябрь), по тра­ди­ции свя­зан­ная с по­се­ще­ни­ем Ара­ка­на Буд­дой и пре­ж­де воз­глав­ляв­шая­ся ко­ро­лём. Ха­рак­тер­ны ве­сен­ние со­стя­за­ния на лод­ках.

С кон. 1940-х гг. сре­ди А. сфор­ми­ро­ва­лось дви­же­ние за от­де­ле­ние от Мьян­мы (Со­юз за не­за­ви­си­мость Ара­ка­на, Нац. объ­е­ди­нён­ная пар­тия Ара­ка­на и её во­оруж. кры­ло – Ар­мия Ара­ка­на, Ара­кан­ская пар­тия ос­во­бо­ж­де­ния и др.). Из-за кон­флик­тов ме­ж­ду буд­ди­ста­ми и му­суль­ма­на­ми и ре­прес­сий со сто­ро­ны вла­стей Мьян­мы с кон. 1970-х гг. ок. 500 тыс. ара­кан­ских му­суль­ман, в осн. ро­хин­гья, бе­жа­ли в Банг­ла­деш. Ис­ла­ми­ст­ское дви­же­ние пред­став­ле­но Орг-ци­ей со­ли­дар­но­сти ро­хин­гья и Нац. орг-ци­ей ро­хин­гья Ара­ка­на.

Вернуться к началу