Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМБО́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 593

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

АМБО́НЦЫ (ам­бо­ин­цы, са­мо­на­зва­ние – оранг-ам­бон), авс­тро­не­зий­ский на­род в Вост. Ин­до­не­зии. Живут в осн. на Мо­лукк­ских о-вах (пров. Ма­лу­ку: пре­им. на о. Ам­бон и при­ле­гаю­щих о-вах, юго-зап. по­бе­ре­жье о. Се­рам и о. Бу­ру – 400 тыс. чел.), а так­же на остро­вах Ява, Но­вая Гви­нея (пров. Па­пуа) и др. Об­щая чис­лен­ность в Ин­до­не­зии (вклю­чая родств. на­се­ле­ние зап. по­бе­ре­жья о. Се­рам) 600 тыс. чел., ок. 40 тыс. чел. жи­вёт в Ни­дер­лан­дах (2002, оцен­ка). Го­во­рят на пид­жи­ни­ро­ван­ном диа­лек­те ме­лаю-ам­бон ма­лай­ско­го язы­ка, рас­про­стра­нив­шем­ся в свя­зи с дея­тель­но­стью хри­сти­ан­ских мис­сио­не­ров, му­суль­ма­не так­же на диа­лек­тах ам­бон­ско­го яз. (один из мо­лук­кских язы­ков). Рас­про­стра­нён так­же лит. ин­до­нез. яз., у А. Ни­дер­лан­дов – ни­дерл. язык. Око­ло по­ло­ви­ны А. – хри­стиа­не-ре­фор­ма­ты, по­ло­ви­на – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба.

А. сфор­ми­ро­ва­лись в 16–19 вв. в ре­зуль­та­те кон­со­ли­да­ции т. н. тор­го­во­го эт­но­са – хи­ту­ан­цев (об­ра­зо­вав­ше­го­ся на Ам­бо­не и за­па­де о. Се­рам на ос­но­ве ме­ст­но­го ав­то­хтон­но­го на­се­ле­ния – аль­фу­ров) и им­ми­гран­тов ин­до­нез., ев­роп. и др. про­ис­хо­ж­де­ния. В 15–16 вв. здесь воз­ник один из круп­ней­ших в ми­ре цен­тров тор­гов­ли пря­но­стя­ми, за кон­троль над ко­то­рым бо­ро­лись сул­та­нат Тер­на­те, пор­туг. и за­тем голл. ко­ло­ни­за­то­ры. Со­про­тив­ле­ние А. голл. ко­ло­ни­за­ции про­дол­жа­лось до нач. 19 в. Вме­сте с тем они уча­ст­во­ва­ли в голл. за­вое­ва­нии Ма­лай­ско­го ар­хи­пе­ла­га, что обес­пе­чи­ло им в 19–20 вв. при­ви­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние в ни­дер­ланд­ской Ин­дии. Зна­чит. часть А. вос­при­ня­ла ев­роп. куль­ту­ру, часть (т. н. бюр­ге­ры) бы­ла юри­ди­че­ски при­рав­не­на к ев­ро­пей­цам. Во вре­мя вой­ны Ин­до­не­зии за не­за­ви­си­мость (1945–49) мно­гие А., в т. ч. во­ен­но­слу­жа­щие ко­ло­ни­аль­ной ар­мии, эми­гри­ро­ва­ли в Ни­дер­лан­ды и на за­пад Но­вой Гви­неи. В 1951 се­па­ра­ти­ст­ские лидеры А., про­воз­гла­сив­шие т. н. Рес­пуб­ли­ку Юж­но-Мо­лукк­ских о-вов, про­дол­жа­ли со­про­тив­ле­ние на Се­ра­ме до сер. 1960-х гг. В 1999 на Ам­бо­не на­ча­лись столк­но­ве­ния на ре­лиг. поч­ве, пе­ре­рос­шие в гражд. вой­ну с уча­сти­ем вы­ход­цев из Зап. Ин­до­не­зии («От­ря­ды джи­ха­да»), свя­зан­ных с ме­ж­ду­нар. тер­ро­ри­стич. ор­га­ни­за­ция­ми; сре­ди хри­сти­ан во­зоб­но­ви­лись се­па­ра­ти­ст­ские на­строе­ния.

Тра­диц. за­ня­тия – то­вар­ное про­из-во пря­но­стей, ого­род­ни­че­ст­во, до­бы­ча са­го, ры­бо­лов­ст­во. Тра­диц. ре­мёс­ла – гон­чар­ное, куз­неч­ное, из­го­тов­ле­ние ору­жия (но­жи-па­ран­ги, щи­ты-са­ла­ва­ку), па­рус­ных су­дов (арум­бай), резь­ба по пер­ла­мут­ру и че­ре­па­хо­во­му пан­ци­рю и др. Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (ма­та ру­ма), объ­е­ди­няю­щие­ся в тер­ри­то­ри­аль­но-родств. груп­пы (соа). А. – один из на­ро­дов Ин­до­не­зии с наи­бо­лее вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния; со­став­ля­ют зна­чит. часть ин­до­нез. ин­тел­ли­ген­ции, мно­гие слу­жат в ар­мии и сфе­ре управ­ле­ния. Ока­за­ли влия­ние на куль­ту­ру др. юж­но­мо­лукк­ских на­ро­дов, в ря­де слу­ча­ев – напр. на зап. по­бе­режь­ях Се­ра­ма и Бу­ру – ас­си­ми­ли­ру­ют их. Назв. «А.» рас­про­стра­ня­ет­ся не­ред­ко на всё на­се­ле­ние Ма­лу­ку.

Лит.: Cooley F. L. Am­bonese adat: a gen­eral de­scrip­tion. New Ha­ven; De­troit, 1962; Чле­нов М. А. На­се­ле­ние Мо­лукк­ских ост­ро­вов. М., 1976; Pol­man K. The Cen­tral Moluc­cas: an an­no­tated bib­li­og­ra­phy. Dor­drecht, 1983.

Вернуться к началу