АВСТРАЛИ́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВСТРАЛИ́ЙЦЫ, 1) население Австралии. 2) А.-аборигены, потомки коренного населения Австралии и о-вов Торресова прол. Численность, включая евро-австралийских метисов, 410 тыс. чел. (2001, перепись), на островах Торресова прол. живут 26,9 тыс. чел. Живут в осн. в удалённых от городов р-нах Сев., Сев.-Зап., Сев.-Вост. и Центр. Австралии, часть – в городах. Языки австралийские, говорят также на англ. яз. и разл. вариантах пиджинов. Ныне большинство А. опираются на гос. и иную благотворительность. Традиц. способ жизнеобеспечения (охота, рыболовство и собирательство, у части островитян Торресова прол. – ручное земледелие) почти полностью утрачен. Верующие – протестанты (англикане, методисты, лютеране, пресвитериане, баптисты и др.) и католики; сохраняются традиц. культы.
Заселение Австралии происходило из Юго-Вост. Азии от 60–50 до 30 тыс. лет назад. С дополнит. притоком переселенцев, прибывших морем ок. 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европ. колонизации культура и расовый тип А. (австралоидная раса) претерпели существенную эволюцию. К приходу европейцев численность А. предположительно достигла ок. 0,5 млн. ч. л.
Выделяются крупные лингвистич. общности: арренте (арранта, аранда), питьянтьятьяра, пинтупи, валпири (вальбири) – в Центр. Австралии; кариера, ньюлньюл (ньоль-ньоль) – на северо-западе; йолнгу, гагаду (какаду) – на севере; вик-мунгкан, йир-йоронт – на северо-востоке; нарриньери, камиларои, курнаи – на юго-востоке и др. Существование у А. племён в совр. науке отрицается. Осн. социальным объединением были локальные группы с непостоянным составом (от 20 до 100 чел. и более в зависимости от экологич. условий), включавшие семьи, основанные на вирилокальном, нередко полигинном браке. Материальная культура типична для присваивающего хозяйства; орудия и оружие – заострённая палка, копьё, копьеметалка, каменный топор, бумеранг и палица; одежда – набедренные повязки, пояса, изредка – накидки из шкур; временные жилища – ветровые заслоны, навесы, лёгкие хижины. Для А. характерна разветвлённая социальная организация, основанная на родств. связях: патрилинейные кланы, в ряде районов сосуществовавшие с матрилинейными, фратрии (половины), секции и подсекции (брачные классы), а также объединения культового характера – тотемич. группы; изощрённые номенклатуры родства – классифицирующие, чаще бифуркативно-сливающие, реже – генерационные. А. обладали сложной духовной культурой: тотемические культы, обряды плодородия, размножения тотема – интичиума, инициации, культы демиургов и небесных божеств-прародителей, инсценировки, праздники – корробори, наскальная живопись, петроглифы, дендроглифы, изображения на коре, на земле, на культовых предметах, в т. ч. на чурингах, скульптурная и орнаментальная резьба по дереву и камню, ритуальная раскраска тела, скарификация и др. Имелась выраженная дифференциация статусов, основанная на половозрастных делениях, среди мужчин выделялись лидеры локальных групп, руководители обрядов, колдуны и знахари, выдающиеся воины, мастера и художники.
Устное творчество
В мифологии преобладали мифы о деяниях первопредков, обусловивших совр. мироустройство, и миграционные предания. Муз. инструменты гл. обр. ударные и шумовые: соударяемые деревянные палочки; погремушки из сухих плодов, раковин; сухие свёрнутые рулоном шкуры, по которым ударяют кулаком; шуршащие листья, привязываемые к ногам и рукам танцующих; «священное» бревно (выдолбленный ствол дерева, символизирующий чрево Матери-прародительницы), по которому ударяют палками. Аэрофоны: трубы юлунгул и дидьериду (длиной 1,2–1,8 м), ритуальные гуделки (чуринги). Характерны обычаи обмена песен.
Колонизация, сопровождавшаяся целенаправленным истреблением А., обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, привела к резкому снижению их численности – до 60 тыс. чел. в 1921. Однако гос. политика протекционизма (с кон. 19 в.), в т. ч. создание охраняемых властями резерваций, а также материальная и мед. помощь (особенно после 2-й мировой войны) способствовали росту численности А. Ныне темпы роста их численности (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 А. получили гражд. права. С кон. 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридич. прав на традиц. земли. Во мн. штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение А. на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.