Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВСТРАЛИ́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 94

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Ю. Артёмова; М. В. Есипова (фольклор)
Австралийский художник с рисункомна коре.

АВСТРАЛИ́ЙЦЫ, 1) на­се­ле­ние Ав­ст­ра­лии. 2) А.-або­ри­ге­ны, по­том­ки ко­рен­ного на­се­ле­ния Ав­ст­ра­лии и о-вов Тор­ресова прол. Чис­лен­ность, вклю­чая ев­ро-ав­ст­ра­лий­ских ме­ти­сов, 410 тыс. чел. (2001, пе­ре­пись), на остро­вах Тор­ре­со­ва прол. жи­вут 26,9 тыс. чел. Жи­вут в осн. в уда­лён­ных от го­ро­дов р-нах Сев., Сев.-Зап., Сев.-Вост. и Центр. Ав­ст­ра­лии, часть – в го­ро­дах. Язы­ки ав­ст­ра­лий­ские, го­во­рят так­же на англ. яз. и разл. ва­ри­ан­тах пид­жи­нов. Ны­не боль­шин­ст­во А. опи­ра­ют­ся на гос. и иную бла­го­тво­ри­тель­ность. Тра­диц. спо­соб жиз­не­обес­пе­че­ния (охо­та, ры­бо­лов­ст­во и со­би­ра­тель­ст­во, у час­ти ост­ро­ви­тян Тор­ресо­ва прол. – руч­ное зем­ле­де­лие) поч­ти пол­но­стью ут­ра­чен. Ве­рую­щие – про­тес­тан­ты (анг­ли­ка­не, ме­то­ди­сты, лю­те­ра­не, пре­сви­те­риа­не, бап­ти­сты и др.) и ка­то­ли­ки; со­хра­ня­ют­ся тра­диц. куль­ты.

За­се­ле­ние Ав­ст­ра­лии про­ис­хо­ди­ло из Юго-Вост. Азии от 60–50 до 30 тыс. лет на­зад. С до­пол­нит. при­то­ком пе­ре­се­лен­цев, при­быв­ших мо­рем ок. 5 тыс. лет на­зад, ве­ро­ят­но, свя­за­но по­яв­ле­ние на кон­ти­нен­те со­ба­ки дин­го и но­вой ка­мен­ной ин­ду­ст­рии. До на­ча­ла ев­роп. ко­лони­за­ции куль­ту­ра и ра­со­вый тип А. (ав­ст­ра­ло­ид­ная ра­са) пре­тер­пе­ли су­ще­ст­вен­ную эво­лю­цию. К при­хо­ду ев­ро­пей­цев чис­лен­ность А. пред­по­ло­жи­тель­но дос­тиг­ла ок. 0,5 млн. ч. л.

Вы­де­ля­ют­ся круп­ные лин­гвис­тич. общ­но­сти: ар­рен­те (ар­ран­та, аран­да), пить­ян­ть­ять­я­ра, пин­ту­пи, вал­пи­ри (валь­бири) – в Центр. Ав­ст­ра­лии; ка­рие­ра, ньюл­ньюл (ньоль-ньоль) – на се­ве­ро-за­па­де; йолн­гу, га­га­ду (ка­ка­ду) – на севе­ре; вик-мун­гкан, йир-йо­ронт – на се­ве­ро-вос­то­ке; нар­ринь­е­ри, ка­ми­ла­рои, кур­наи – на юго-вос­то­ке и др. Су­ще­ст­во­ва­ние у А. пле­мён в совр. нау­ке от­ри­ца­ет­ся. Осн. со­ци­аль­ным объ­е­ди­не­ни­ем бы­ли ло­каль­ные груп­пы с не­по­сто­ян­ным со­ста­вом (от 20 до 100 чел. и бо­лее в за­ви­си­мо­сти от эко­ло­гич. ус­ло­вий), вклю­чав­шие се­мьи, ос­но­ван­ные на ви­ри­ло­каль­ном, не­ред­ко по­ли­гин­ном бра­ке. Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра ти­пич­на для при­сваи­ваю­ще­го хо­зяй­ст­ва; ору­дия и ору­жие – за­ост­рён­ная пал­ка, ко­пьё, копь­е­ме­тал­ка, ка­мен­ный то­пор, бу­ме­ранг и па­ли­ца; оде­ж­да – на­бед­рен­ные по­вяз­ки, поя­са, из­ред­ка – на­кид­ки из шкур; вре­мен­ные жи­ли­ща – вет­ро­вые за­сло­ны, на­ве­сы, лёг­кие хи­жи­ны. Для А. ха­рак­тер­на раз­ветв­лён­ная со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция, ос­но­ван­ная на родств. свя­зях: пат­ри­ли­ней­ные кла­ны, в ря­де рай­онов со­су­ще­ст­во­вав­шие с мат­ри­ли­ней­ны­ми, фрат­рии (по­ло­ви­ны), сек­ции и под­секции (брач­ные клас­сы), а так­же объ­е­ди­не­ния куль­то­во­го ха­рак­те­ра – то­те­мич. груп­пы; изо­щрён­ные но­менк­ла­ту­ры род­ст­ва – клас­си­фи­ци­рую­щие, ча­ще би­фур­ка­тив­но-сли­ваю­щие, ре­же – ге­нера­ци­он­ные. А. об­ла­да­ли слож­ной ду­хов­ной куль­ту­рой: то­те­ми­че­ские куль­ты, об­ря­ды пло­до­ро­дия, раз­мно­же­ния то­те­ма – ин­ти­чиу­ма, ини­циа­ции, куль­ты де­ми­ур­гов и не­бес­ных бо­жеств-пра­ро­ди­те­лей, инс­це­ни­ров­ки, празд­ни­ки – кор­ро­бо­ри, на­скаль­ная жи­во­пись, пет­ро­гли­фы, ден­д­рог­ли­фы, изо­бра­же­ния на ко­ре, на зем­ле, на куль­товых пред­ме­тах, в т. ч. на чу­рин­гах, скульп­тур­ная и ор­на­мен­таль­ная резь­ба по де­ре­ву и кам­ню, ри­ту­аль­ная рас­крас­ка тела, ска­ри­фи­ка­ция и др. Име­лась вы­ра­жен­ная диф­фе­рен­циа­ция ста­ту­сов, ос­но­ван­ная на по­ло­воз­ра­ст­ных де­ле­ни­ях, сре­ди муж­чин вы­де­ля­лись ли­де­ры ло­каль­ных групп, ру­ко­во­ди­те­ли об­ря­дов, кол­ду­ны и зна­ха­ри, вы­даю­щие­ся вои­ны, мас­те­ра и ху­дож­ни­ки.

Устное творчество

В ми­фо­ло­гии пре­об­ла­дали ми­фы о дея­ни­ях пер­во­пред­ков, обу­сло­вив­ших совр. ми­ро­уст­рой­ст­во, и ми­гра­ци­он­ные пре­да­ния. Муз. ин­ст­ру­мен­ты гл. обр. удар­ные и шу­мо­вые: со­уда­ряе­мые де­ре­вян­ные па­лоч­ки; по­гре­муш­ки из су­хих пло­дов, ра­ко­вин; су­хие свёр­ну­тые ру­ло­ном шку­ры, по ко­то­рым ударя­ют ку­ла­ком; шур­ша­щие ли­стья, при­вя­зы­вае­мые к но­гам и ру­кам тан­цую­щих; «свя­щен­ное» брев­но (вы­долб­лен­ный ствол де­ре­ва, сим­во­ли­зи­рую­щий чре­во Ма­те­ри-пра­ро­ди­тель­ни­цы), по ко­то­ро­му уда­ря­ют пал­ка­ми. Аэ­ро­фо­ны: тру­бы юлун­гул и дидь­е­ри­ду (дли­ной 1,2–1,8 м), ри­ту­аль­ные гу­дел­ки (чу­рин­ги). Ха­рак­тер­ны обы­чаи об­ме­на пе­сен.

Ко­ло­ни­за­ция, со­про­во­ж­дав­шая­ся це­ле­на­прав­лен­ным ис­треб­ле­ни­ем А., обез­зе­ме­ли­ва­ни­ем и вы­тес­не­ни­ем в эко­ло­ги­че­ски не­бла­го­при­ят­ные рай­оны, эпи­де­мия­ми, при­ве­ла к рез­ко­му сни­же­нию их чис­лен­но­сти – до 60 тыс. чел. в 1921. Од­на­ко гос. по­ли­ти­ка про­тек­цио­низ­ма (с кон. 19 в.), в т. ч. соз­да­ние ох­ра­няе­мых вла­стя­ми ре­зер­ва­ций, а так­же ма­те­ри­аль­ная и мед. по­мощь (осо­бен­но по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны) спо­соб­ст­во­ва­ли рос­ту чис­лен­но­сти А. Ны­не тем­пы рос­та их чис­лен­но­сти (в си­лу вы­со­кой ро­ж­дае­мо­сти) зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ют сред­не­ав­ст­ра­лий­ские, хо­тя уро­вень жиз­ни су­ще­ст­вен­но ни­же сред­не­ав­ст­ра­лий­ско­го. В 1967 А. по­лу­чи­ли гражд. пра­ва. С кон. 1960-х гг. раз­ви­ва­ет­ся дви­же­ние за воз­ро­ж­де­ние куль­тур­ной са­мо­быт­но­сти, за об­ре­те­ние юри­дич. прав на тра­диц. зем­ли. Во мн. шта­тах из­да­ны за­ко­ны, пре­дос­тав­ляю­щие зем­ли ре­зер­ва­ций в кол­лек­тив­ное вла­де­ние А. на ус­ло­ви­ях са­мо­управ­ле­ния, а так­же ох­ра­няю­щие их куль­тур­ное на­сле­дие.

Лит.: Эль­кин А. П. Ко­рен­ное на­се­ле­ние Ав­ст­ра­лии. М., 1952; Ка­бо ВР. Про­ис­хо­ж­де­ние и ран­няя ис­то­рия або­ри­ге­нов Ав­ст­ра­лии. М., 1969; Ло­к­вуд Д. Я – або­ри­ген. М., 1971; Ар­те­мо­ва О. Ю. Про­шлое и на­стоя­щее ко­рен­ных авс­т­ра­лий­цев // Ра­сы и на­ро­ды. М., 1980. Вып. 10; она же. Лич­ность и со­ци­аль­ные нор­мы в ран­не­пер­во­быт­ной об­щи­не по ав­ст­ра­лий­ским эт­но­гра­фи­че­ским дан­ным. М., 1987; Берндт РМ., Берндт К. Х. Мир пер­вых ав­ст­ра­лий­цев. М., 1981; Ро­уз Ф. Або­ри­ге­ны Ав­ст­ра­лии. М., 1981; Мак­кон­нел У. Ми­фы мун­кан. М., 1981; The Encyclopaedia of aboriginal Australia: In 2 vol. Canberra, 1994; The Cambridge Encyclopaedia of hun­ters and gatherers. Camb., 1999.

Вернуться к началу