УРО́К
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УРО́К, основная форма организации учебного процесса в условиях классно-урочной системы. Проводится с группой учащихся постоянного состава (классом), имеет постоянную протяжённость во времени (обычно 45 мин). Характеризуется целостностью (поставленные дидактич. задачи должны быть решены), завершённостью (направлен на усвоение фрагмента учебного материала). Конкретный У. проводится одним учителем, по определённому предмету (напр., физике, химии, истории), в соответствии с расписанием. В дидактике выделяют типы У. в зависимости от осн. задач, стоящих перед ними: объяснения нового материала, систематизации знаний, контроля знаний, повторительно-обобщающие, комбинированные, иногда выделяются У. отработки способов действий. Наиболее распространёнными являются комбинированные У., в состав которых входят этапы: организационный, проверка домашнего задания, объяснение нового материала (с предварит. актуализацией знаний), закрепление нового материала, пояснение домашнего задания, подведение итогов (включает рефлексию). Порядок этапов комбинированного У. может изменяться в зависимости от поставленных целей, характера учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В школе также практикуются У., отличающиеся нетрадиц. структурой, интегрированием материала разных учебных предметов, проведением занятия не одним, а несколькими педагогами, – это У.-конкурсы, У.-турниры, деловые и ролевые игры, У.-путешествия, У., имитирующие публичные формы общения (пресс-конференции, ток-шоу, дебаты), и т. д.
У. могут проводиться дистанционно (см. Дистанционное обучение), также практикуются «перевёрнутые» У., когда новый материал ученики предварительно изучают дома с помощью цифровых учебных пособий, а затем он обсуждается, обобщается и обогащается в школе.