Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УРО́К

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 86-87

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. М. Осмоловская

УРО́К, ос­нов­ная фор­ма ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са в ус­ло­ви­ях класс­но-уроч­ной сис­те­мы. Про­во­дит­ся с груп­пой уча­щих­ся по­сто­ян­но­го со­ста­ва (клас­сом), име­ет по­сто­ян­ную про­тя­жён­ность во вре­ме­ни (обыч­но 45 мин). Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся це­ло­ст­но­стью (по­став­лен­ные ди­дак­тич. за­да­чи долж­ны быть ре­ше­ны), за­вер­шён­но­стью (на­прав­лен на ус­вое­ние фраг­мен­та учеб­но­го ма­те­риа­ла). Кон­крет­ный У. про­во­дит­ся од­ним учи­те­лем, по оп­ре­де­лён­но­му пред­ме­ту (напр., фи­зи­ке, хи­мии, ис­то­рии), в со­от­вет­ст­вии с рас­пи­са­ни­ем. В ди­дак­ти­ке вы­де­ля­ют ти­пы У. в за­ви­си­мо­сти от осн. за­дач, стоя­щих пе­ред ни­ми: объ­яс­не­ния но­во­го ма­те­риа­ла, сис­те­ма­ти­за­ции зна­ний, кон­тро­ля зна­ний, по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щие, ком­би­ни­ро­ван­ные, ино­гда вы­де­ля­ют­ся У. от­ра­бот­ки спо­со­бов дей­ст­вий. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ны­ми яв­ля­ют­ся ком­би­ни­ро­ван­ные У., в со­став ко­то­рых вхо­дят эта­пы: ор­га­ни­за­ци­он­ный, про­вер­ка до­маш­не­го за­да­ния, объ­яс­не­ние но­во­го ма­те­риа­ла (с пред­ва­рит. ак­туа­ли­за­ци­ей зна­ний), за­кре­п­ле­ние но­во­го ма­те­риа­ла, по­яс­не­ние до­маш­не­го за­да­ния, под­ве­де­ние ито­гов (вклю­ча­ет реф­лек­сию). По­ря­док эта­пов ком­би­ни­ро­ван­но­го У. мо­жет из­ме­нять­ся в за­ви­си­мо­сти от по­став­лен­ных це­лей, ха­рак­те­ра учеб­но­го ма­те­риа­ла, воз­рас­тных и ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей обу­чаю­щих­ся. В шко­ле так­же прак­ти­ку­ют­ся У., от­ли­чаю­щие­ся не­тра­диц. струк­ту­рой, ин­тег­ри­ро­ва­ни­ем ма­те­риа­ла раз­ных учеб­ных пред­ме­тов, про­ве­де­ни­ем за­ня­тия не од­ним, а не­сколь­ки­ми пе­да­го­га­ми, – это У.-кон­кур­сы, У.-тур­ни­ры, де­ло­вые и ро­ле­вые иг­ры, У.-пу­те­ше­ст­вия, У., ими­ти­рую­щие пуб­лич­ные фор­мы об­ще­ния (пресс-кон­фе­рен­ции, ток-шоу, де­ба­ты), и т. д.

У. мо­гут про­во­дить­ся дис­тан­ци­он­но (см. Дис­тан­ци­он­ное обу­че­ние), так­же прак­ти­ку­ют­ся «пе­ре­вёр­ну­тые» У., ко­гда но­вый ма­те­ри­ал уче­ни­ки пред­ва­ри­тель­но изу­ча­ют до­ма с по­мо­щью циф­ро­вых учеб­ных по­со­бий, а за­тем он об­су­ж­да­ет­ся, обоб­ща­ет­ся и обо­га­ща­ет­ся в шко­ле.

Лит.: За­гвя­зин­ский В. И. Тео­рия обу­че­ния: Со­вре­мен­ная ин­тер­пре­та­ция. 5-е изд. М., 2008; Ос­мо­лов­ская И. М. Ди­дак­ти­ка. 2-е изд. М., 2008; Ива­но­ва Е. О., Ос­мо­лов­ская И. М. Тео­рия обу­че­ния в ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­ст­ве. 2-е изд. М., 2014; Пе­да­го­ги­ка / Под ред. Л. П. Крив­шен­ко. 2-е изд. М., 2015.

Вернуться к началу