СУХОМЛИ́НСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУХОМЛИ́НСКИЙ Василий Александрович (28.9.1918, с. Васильевка, ныне Кировоградской обл. – 2.9.1970, пос. Павлыш той же области), рос. и укр. педагог, чл.-корр. АПН СССР (1957), Герой Соц. Труда (1968). Окончил Полтавский педагогич. ин-т (1938). Преподавал в сельских школах Кировоградской обл. С 1948 директор Павлышской средней школы. Создал самобытную педагогич. систему, основывающуюся на принципах гуманизма, её субъектно-объектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, генетически заложенных в нём природой. Вместе с тем большое значение придавал и специально организованным воспитывающим социальным группам. Основой его воспитат. системы являлась трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значит. степени не зависимого от требований общества; выдвижение в качестве гл. цели – воспитание свободного ребёнка как активной личности, способной противостоять нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания. Утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом. В структуру педагогич. деятельности включал категории этики – долг, честь, достоинство, совесть, добро, свободу. Разработал комплексную программу «воспитания красотой» через худож. образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращённых к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями поэтич. и прозаич. миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления («Сердце отдаю детям», 1969). Павлышская школа была науч. лабораторией, в которой осуществлялась многолетняя опытно-эксперим. деятельность всего коллектива. Такие инновации, апробированные здесь, как «Школа под голубым небом» и «Школа радости» (для 6-летних детей), психолого-педагогич. консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и др., впоследствии внедрены в педагогич. практику. С. представлял идеал народного учителя, «отдавшего сердце детям». Педагогич. наследие С. изучается в России, на Украине и за рубежом, особенно в Китае. Созданы: Междунар. общество последователей В. А. Сухомлинского (1990, Марбург), Укр. ассоциация В. А. Сухомлинского (1991), Педагогич. музей С. в Павлышской школе (1975).
Гос. пр. УССР (1974).