Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ГРАЖДА́НСТВО ОБЫ́ЧАЕВ ДЕ́ТСКИХ»

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 610

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Кошелева

«ГРАЖДА́НСТВО ОБЫ́ЧАЕВ ДЕ́ТСКИХ» (по не­ко­то­рым спи­скам, «Двор­ст­во обы­ча­ев до­б­рых»), пер­вый в Рос­сии свет­ский свод пра­вил обу­че­ния де­тей эти­ке по­ве­де­ния и лич­ной ги­гие­не. Пе­ре­вод соч. Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го «De ci­vi­litate morum puerilium» (1530). Вы­пол­нен в нач. 3-й четв. 17 в. в Мо­ск­ве пред­по­ло­жи­тель­но Епи­фа­ни­ем Сла­ви­нец­ким с польск. об­ра­бот­ки Ацер­ну­са (Се­ба­стиа­на Клё­но­ви­ча) ба­зель­ско­го изд. (1538) Рейн­гар­да Га­да­мар­ско­го. Из­вест­но 11 ру­ко­пис­ных спи­сков (наи­бо­лее ран­ний от­но­сит­ся к 1685).

Текст рус. пе­ре­во­да, пред­став­лен­ный в ка­те­хи­зис­ной фор­ме, вклю­чал 164 во­про­са-от­ве­та; не­по­сред­ст­вен­но ад­ре­со­ван де­тям и рас­счи­тан на их вос­при­ятие как по фор­ме, так и по со­дер­жа­нию. В круг пред­став­ле­ний рус. чи­та­те­ля вво­ди­лось по­ня­тие «гра­ж­дан­ст­во», ко­то­рое пе­ре­во­д­чик оп­ре­де­лил как «обы­ча­ев доб­ро­склон­ность и че­ло­ве­ко­по­чи­та­тель­ст­во». В пред­ва­ряю­щих текст вир­шах ут­вер­ж­да­лось един­ст­во трёх ком­по­нен­тов в вос­пи­та­нии: доб­ро­де­те­ли, муд­ро­сти и бла­го­нра­вия, ко­то­рые кон­кре­ти­зи­ро­ва­лись в пе­да­го­гич. про­грам­ме, пре­ду­смат­ри­вав­шей ов­ла­де­ние нор­ма­ми хри­сти­ан­ской мо­ра­ли, обу­че­ние «сво­бод­ным муд­ро­стям» (см. Семь сво­бод­ных ис­кусств). По­ло­же­ние, имев­шее­ся в ори­ги­наль­ном тек­сте, – «ис­пол­не­ние жи­тей­ско­го дол­га» – ока­за­лось не вклю­чён­ным в рус. пе­ре­вод.

«Г. о. д.» по­ло­жи­ло на­ча­ло лит.-пе­да­го­гич. жан­ру, сло­жив­ше­му­ся под влия­ни­ем зап.-ев­роп. куль­тур­ной тра­ди­ции, – сво­дам пра­вил жи­тей­ско­го об­хо­ж­де­ния (напр., «Юно­сти че­ст­ное зер­ца­ло»).

Изд.: Буш В. В. Па­мят­ни­ки ста­рин­но­го рус­ско­го вос­пи­та­ния. (К ис­то­рии древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры). П., 1918.

Лит.: Алек­се­ев М. П. Эразм Рот­тер­дам­ский в рус­ском пе­ре­во­де XVII в. // Сла­вян­ская фи­ло­ло­гия. М., 1958. Т. 1; Ко­ше­ле­ва О. Е. «Гра­ж­дан­ст­во обы­ча­ев дет­ских»: ис­то­рия изу­че­ния па­мят­ни­ка и его роль в рус­ской куль­ту­ре XVII в. // Ак­ту­аль­ные во­про­сы ис­то­рио­гра­фии и ис­точ­ни­ко­ве­де­ния ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­ки. М., 1986.

Вернуться к началу