Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОРОДСКИ́Е ШКО́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 482

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Боришанская

ГОРОДСКИ́Е ШКО́ЛЫ, эле­мен­тар­ные или сред­ние учеб­ные за­ве­де­ния в Ев­ро­пе, соз­да­вав­шие­ся по ини­циа­ти­ве и при под­держ­ке бюр­гер­ст­ва (в Гер­ма­нии – бюр­гер­ские шко­лы). Воз­ник­ли в 13 в. в свя­зи с по­треб­но­стью гор. на­се­ле­ния в спец. прак­тич. об­ра­зо­ва­нии, гл. обр. на ба­зе гиль­дей­ских и це­хо­вых школ. Вос­пи­та­ние и пре­по­да­ва­ние в них строи­лись на ос­но­ве прак­ти­ки цер­ков­ных школ. По­ми­мо тра­диц. пред­ме­тов (чте­ние, пись­мо, ос­но­вы лат. грам­ма­ти­ки и, как пра­ви­ло, ре­ли­гии), в Г. ш. обу­ча­ли со­став­ле­нию де­ло­вых бу­маг, сче­то­вод­ст­ву, да­ва­ли на­чаль­ные све­де­ния по гео­гра­фии, ис­то­рии. На­ря­ду с це­хо­вы­ми и гиль­дей­ски­ми Г. ш., где язы­ком обу­че­ния был ла­тин­ский, в 14 в. ста­ли по­яв­лять­ся ча­ст­ные шко­лы с род­ным язы­ком обу­че­ния, су­ще­ст­во­вав­шие вна­ча­ле не­ле­галь­но: шко­лы пись­ма, шко­лы счё­та или объ­е­ди­нён­ные. Про­дол­жи­тель­ность обу­че­ния варь­и­ро­ва­лась в за­ви­си­мо­сти от пред­на­зна­че­ния шко­лы и на­ме­ре­ний уча­щих­ся (под­го­тов­ка к ла­тин­ской шко­ле или уни­вер­си­те­ту, ре­мес­лен­ное об­ра­зо­ва­ние). Обу­чение бы­ло плат­ным. Осн. кон­тин­гент со­став­ля­ли де­ти со­стоя­тель­ных го­ро­жан. Пре­ду­смат­ри­ва­лась воз­мож­ность обу­че­ния де­тей из гор. ни­зов; они вно­си­ли мень­шую пла­ту или со­дер­жа­лись за счёт гор. бла­го­тво­ри­тель­но­сти. От­кры­ва­лись Г. ш. для де­во­чек, ре­же – шко­лы со­вме­ст­но­го обу­че­ния.

Со­дер­жа­ни­ем обу­че­ния, под­бо­ром кан­ди­да­тур рек­то­ра, стар­ших учи­те­лей ве­да­ли ор­га­ны гор. са­мо­управ­ле­ния. Об­щий над­зор за все­ми шко­ла­ми в го­ро­де, ут­вер­жде­ние рек­то­ра и учи­те­лей осу­ще­ст­в­лял схо­ла­стик мо­на­сты­ря или со­бо­ра. Позд­нее па­тро­нат над шко­ла­ми пол­но­стью пе­ре­шёл к ма­ги­ст­ра­ту. Учи­те­ля­ми ста­но­ви­лись гор. кли­ри­ки, гра­мот­ные ре­мес­лен­ни­ки. Т. к. пре­по­да­ва­те­ли на­ни­ма­лись сро­ком на 1 год, зна­чи­тель­но по­пол­ни­лась про­слой­ка стран­ст­вую­щих учи­те­лей, пе­ре­хо­дя­щих вме­сте с уче­ни­ка­ми (бро­дя­чие шко­ля­ры – ва­ган­ты, или го­ли­ар­ды) из од­ной шко­лы в дру­гую. Со вре­ме­нем долж­ность учи­те­ля ста­ла ре­мес­лом, воз­ник­ли це­хо­вые объ­е­ди­не­ния учи­те­лей, ус­та­вы ко­то­рых ре­г­ла­мен­ти­ро­ва­ли дея­тель­ность Г. ш. На ос­но­ве Г. ш. род­но­го язы­ка в 17–18 вв. соз­да­ва­лись на­чаль­ные нар. шко­лы.

Лит.: Шмидт К. Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки, из­ло­жен­ная во все­мир­но-ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии и в ор­га­ни­че­ской свя­зи с куль­тур­ною жиз­нью на­ро­дов. М., 1879. Т. 2: Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки от Ии­су­са Хри­ста до Ре­фор­ма­ции; Спе­ран­ский Н. Очер­ки по ис­то­рии на­род­ной шко­лы в За­пад­ной Ев­ро­пе. М., 1896; Schöne­berg H. Schulen. Geschichte des Unterrichts von der Antike bis zur Neuesten Zeit. Fr./М., 1981; Schulen und Studium im sozialen Wan­del des hohen und späten Mit­te­lal­ters / Hrsg. von J. Fried. Sigmaringen. 1986.

Вернуться к началу