Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 149-150

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Я. Савельев

ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРА­ЗОВА́НИЕ, выс­ший уро­вень про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния; уро­вень ква­ли­фи­ка­ции по спе­ци­аль­но­сти, фор­маль­но под­твер­ждён­ный ди­пло­мом об окон­ча­нии ву­за. Обу­че­ние по об­ра­зо­ват. про­грам­мам В. п. о. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях, имею­щих ли­цен­зию на их реа­ли­за­цию. Ли­ца, имею­щие на­чаль­ное или сред­нее проф. об­ра­зо­ва­ние со­от­вет­ст­вую­ще­го про­фи­ля, мо­гут по­лу­чать В. п. о. по со­кра­щён­ным ус­ко­рен­ным про­грам­мам.

Историческая справка

В стра­нах Древ­не­го Вос­то­ка шко­лы раз­ных уров­ней воз­ник­ли за мно­го ты­сяч лет до н. э.; в шко­лах выс­шей сту­пе­ни изу­ча­лись про­из­ве­де­ния фи­ло­со­фов и по­этов, не­ко­то­рые све­де­ния о за­ко­нах при­ро­ды, не­бес­ных све­ти­лах, ми­не­ра­лах, рас­те­ни­ях, жи­вот­ных и др. Фи­ло­со­фы Древ­ней Гре­ции уде­ля­ли вни­ма­ние раз­ра­бот­ке сис­тем об­ра­зо­ва­ния, пре­ду­смат­ри­вая в них и его выс­ший уро­вень. Пла­тон в пред­ла­гае­мой им трёх­уров­не­вой сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния для ари­сто­кра­тич. мо­ло­дё­жи вы­де­лял выс­ший – тре­тий уро­вень – для не­зна­чит. час­ти юно­шей, про­явив­ших спо­соб­но­сти к от­вле­чён­но­му мыш­ле­нию, к изу­че­нию пред­ме­тов не в их при­клад­ном зна­че­нии, а в фи­ло­соф­ско-тео­ре­тич. пла­не (напр., ас­тро­но­мию пред­ла­га­лось изу­чать не для це­лей мо­ре­пла­ва­ния, а для раз­мыш­ле­ния о бес­ко­неч­но­сти Все­лен­ной).

Раз­де­ле­ние об­ра­зо­ва­ния на уров­ни со­хра­ни­лось до на­ших дней. Раз­ви­тие нау­ки, тех­ни­ки, куль­ту­ры ве­ло к из­мене­нию их на­име­но­ва­ний, поя­ви­лись про­ме­жу­точ­ные сту­пе­ни, рас­ши­ря­лось со­дер­жа­ние и по­вы­шал­ся на­уч. уро­вень об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко пред­став­ле­ние о выс­шем об­ра­зо­ва­нии в совр. по­ни­ма­нии ста­ло скла­ды­вать­ся лишь в сред­ние ве­ка. В 12–13 вв. в стра­нах Ев­ро­пы (Ита­лия, Ис­па­ния, Фран­ция, Анг­лия) ста­ли воз­ни­кать уни­вер­си­те­ты (пре­им. бо­гослов­ско­го ха­рак­те­ра) как сво­бод­ные кор­по­ра­ции пре­по­да­ва­те­лей и уча­щих­ся. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ев­роп. уни­вер­си­те­ты ста­ли на­уч­ны­ми и учеб­ны­ми цен­тра­ми в об­лас­ти бо­го­сло­вия, пра­ва, ме­ди­ци­ны, го­то­ви­ли ака­де­ми­че­ски об­ра­зо­ван­ных лю­дей, спо­соб­ных за­ни­мать от­вет­ст­вен­ные долж­но­сти на служ­бе го­су­дар­ст­ву. В уни­вер­си­те­тах пре­ж­де все­го со­сре­до­то­чи­ва­лись нау­ки, лат. оп­ре­де­ле­ние ко­то­рых (universitas literarum – со­во­куп­ность ис­кусств) от­ра­зи­лось в са­мом на­зва­нии типа учеб­но­го за­ве­де­ния.

К 17 в. ста­ла воз­мож­ной ши­ро­кая диф­фе­рен­циа­ция на­ук и на этой ос­но­ве спе­циа­ли­за­ция их пре­по­да­ва­ния. На тра­ди­ци­он­ных для уни­вер­си­те­тов бо­го­слов­ском, мед., фи­лос. и юри­дич. фа­куль­те­тах на­ча­лось пре­по­да­ва­ние но­вых сис­те­ма­тич. кур­сов ес­теств. пра­ва, ес­теств. ис­то­рии, гражд. ис­то­рии, фи­зи­ки, фар­ма­ции и др. Спе­циа­ли­за­ция кур­сов ве­ла к от­кры­тию со­от­вет­ст­вую­щих ка­федр и фа­куль­те­тов, на ба­зе по­след­них не­ред­ко соз­да­ва­лись и но­вые (от­рас­ле­вые) учеб­ные за­ве­де­ния.

В 17–18 вв. под­го­тов­ку вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов-ис­сле­до­ва­те­лей по осн. на­прав­ле­ни­ям фун­дам. ес­теств. на­ук взя­ли на се­бя на­уч. об­ще­ст­ва и ака­де­мии на­ук (Лон­дон­ское ко­ро­лев­ское об-во, Па­риж­ская АН, Пе­терб. АН и др.).

Уси­ле­ние прак­тич. на­прав­лен­но­сти в со­дер­жа­нии В. п. о. при­ве­ло к ут­вер­жде­нию ре­аль­но­го на­прав­ле­ния в дея­тель­но­сти выс­шей шко­лы, ко­то­рое впер­вые офор­ми­лось как об­ще­на­цио­наль­ная сис­те­ма в учеб­ных за­ве­де­ни­ях Фран­ции (Нац. шко­ла мос­тов и до­рог, 1747; Выс­шая нац. гор­ная шко­ла, 1783; По­ли­тех­нич. шко­ла, 1794, и др.). В но­вых учеб­ных за­ве­де­ни­ях ста­ли пре­по­да­вать ме­ха­ни­ку, гео­мет­рию, ри­со­ва­ние, эко­но­ми­ку и др. кур­сы; за­ня­тия ве­ли ве­ду­щие учё­- ные стра­ны. С раз­ви­ти­ем тех­нич. на­ук и на­ко­п­ле­ни­ем опы­та пре­по­да­ва­ния проф. шко­лы ста­ли выс­ши­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми. По­доб­ная эво­лю­ция ха­рак­тер­на в 18–19 вв. для мн. цен­тров проф. об­ра­зо­ва­ния в Ев­ро­пе, в т. ч. и в Рос­сии. В 19 в. в осн. офор­ми­лась совр. струк­ту­ра В. п. о. На раз­ви­тие выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в 19 в. силь­ное воз­дей­ст­вие ока­за­ла ре­фор­ма, осу­ще­ст­в­лён­ная по ини­циа­ти­ве К. В. фон Гум­больд­та при ос­но­ва­нии Бер­лин­ско­го ун-та: тес­ная связь пре­по­да­ва­ния с на­уч. ис­сле­до­ва­ния­ми, в ко­то­рых уча­ст­во­ва­ли как про­фес­со­ра и пре­по­да­ва­те­ли, так и сту­ден­ты. На по­доб­ную прак­ти­ку ор­га­ни­за­ции В. п. о. ста­ли ори­ен­ти­ро­вать­ся ве­ду­щие ву­зы мн. стран.

В от­ли­чие от уни­вер­си­те­тов, ста­вив­ших це­лью ши­ро­кое гу­ма­ни­тар­ное или ес­те­ст­вен­но-на­уч. об­ра­зо­ва­ние, от­рас­ле­вые ву­зы да­ва­ли в осн. прак­тич. зна­ния и в не­ко­то­рых слу­ча­ях дос­та­точ­но ши­ро­кое об­ще­на­уч­ное об­ра­зо­ва­ние. Напр., в Рос­сии та­кой опыт свя­зан с дея­тель­но­стью Моск. ре­мес­лен­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния «для под­го­тов­ки ис­кус­ных мас­те­ров с тео­ре­ти­че­ски­ми све­де­ния­ми» (1830; впо­след­ст­вии МГТУ им. Н. Э. Бау­ма­на), где в 1870-х гг. бы­ла раз­ра­бо­та­на т. н. рус­ская сис­те­ма тех­нич. об­ра­зо­ва­ния; Пе­терб. по­ли­тех­нич. ун-та (1899; ны­не С.-Пе­терб. тех­нич. ун-т), Пе­терб. ме­ди­ко-хи­рур­гич. ака­де­мии (ны­не Во­ен­но-мед. ака­де­мия). Ор­га­ни­за­ция и про­грам­мы выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, сло­жив­шие­ся в зап.-ев­роп. стра­нах в нач. 19 в., по­слу­жи­ли об­раз­цом для ву­зов США и мн. др. стран. В 19 в. ме­ж­ду учеб­ной и на­уч. дея­тель­но­стью зап.-ев­роп. уни­вер­си­те­тов на­ме­тил­ся раз­рыв: на­уч. ра­бо­та всё бо­лее кон­цен­три­ро­ва­лась в спе­циа­ли­зир. НИИ при уни­вер­си­те­тах, по­сте­пен­но от­да­ляясь от учеб­ных за­дач.

В сер. 20 в. со­дер­жа­ние В. п. о. пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­лось на вы­ра­бот­ку уме­ния са­мо­сто­ят. ос­вое­ния но­вых зна­ний. Воз­рос­ли тре­бо­ва­ния к проф. мо­биль­но­сти, к бы­ст­рой пе­ре­ква­ли­фи­ка­ции спе­циа­ли­ста. Ка­че­ст­вен­ные сдви­ги в ха­рак­те­ре тру­да при­ве­ли к об­нов­ле­нию мн. про­фес­сий; ву­зы ста­ли го­то­вить спе­циа­ли­стов по тем про­фес­си­ям, ко­то­рые ра­нее не от­но­си­лись к груп­пе ву­зов­ских: не­ко­то­рые ка­те­го­рии эко­но­ми­стов и управ­лен­цев, ме­ди­ков и пе­да­го­гов, ра­бот­ни­ков сфе­ры ус­луг и др. Из­ме­ни­лась трак­тов­ка свя­зи ме­ж­ду уров­нем проф. зна­ний и на­вы­ков, при­об­ре­тае­мых в ву­зе, и ква­ли­фи­ка­ци­ей спе­циа­ли­ста. Со­хра­нив как ба­зо­вый пер­вый уро­вень проф. ква­ли­фи­ка­ции (напр., ин­же­нер), мн. стра­ны ста­ли вво­дить кро­ме не­го и до­пол­нит. уров­ни (напр., млад­ший ин­же­нер, ин­же­нер-ис­сле­до­ва­тель и т. п.), ана­ло­гич­ный под­ход на­ме­тил­ся и к на­уч. ква­ли­фи­ка­ци­ям. Выс­шая шко­ла мн. стран ста­ла при­об­ре­тать ха­рак­тер мно­го­сту­пен­ча­той, ак­тив­но вклю­чая в свою сфе­ру об­ще­об­ра­зо­ват. цик­лы (ра­нее в боль­шин­ст­ве стран ос­та­вав­шие­ся це­ли­ком в сис­те­ме сред­ней шко­лы), а так­же не­ко­то­рые ас­пек­ты сред­не­го спец. об­ра­зо­ва­ния.

В нач. 21 в. во мн. стра­нах ми­ра, в т. ч. и в Рос­сии, на­ча­лись ре­фор­мы В. п. о., осн. на­прав­ле­ния ко­то­рых оп­ре­де­ле­ны в Бо­лон­ской дек­ла­ра­ции (1999). Эти ре­фор­мы обу­слов­ле­ны про­цес­са­ми гло­ба­ли­за­ции, не­об­хо­ди­мо­стью гар­мо­ни­за­ции об­ра­зо­ват. сис­тем в стра­нах Ев­ро­пы к 2010, соз­дания еди­но­го об­ра­зо­ват. про­стран­ст­ва, ко­то­рое по­зво­лит со­труд­ни­чать нац. сис­те­мам В. п. о. (см. Бо­лон­ский про­цесс). Страны – уча­ст­ницы Бо­лон­ско­го про­цес­са долж­ны стать «про­зрач­ны­ми», мак­си­маль­но срав­ни­мы­ми, что мо­жет быть дос­тиг­ну­то за счёт ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния од­но­тип­ных об­ра­зо­ват. цик­лов (ба­ка­лав­ри­ат – ма­ги­ст­ра­ту­ра), вве­де­ния еди­ных или лег­ко под­даю­щих­ся пе­ре­счё­ту сис­тем об­ра­зо­ват. кре­ди­тов (за­чёт­ных еди­ниц), оди­на­ко­вых форм фик­си­ро­ва­ния по­лу­чае­мых ква­ли­фи­ка­ций, вза­им­ной при­зна­вае­мо­сти ака­де­мич. ква­ли­фи­ка­ций и т. д.

В Российской Федерации

В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ус­та­нов­ле­ны три сту­пе­ни В. п. о.: т. н. ба­зо­вое выс­шее об­ра­зо­ва­ние (срок обу­че­ния не ме­нее 4 лет), под­твер­ждае­мое при­свое­ни­ем ли­цу, ус­пеш­но про­шед­ше­му ито­го­вую ат­те­ста­цию, ква­ли­фи­ка­ции (сте­пе­ни) «ба­ка­лавр»; В. п. о., по окон­ча­нии ко­то­ро­го при­сваи­ва­ет­ся ква­ли­фи­ка­ция «ди­пло­ми­ро­ван­ный спе­циа­лист» (срок обу­че­ния не ме­нее 5 лет); В. п. о., по окон­ча­нии ко­то­ро­го при­сваи­ва­ет­ся ква­ли­фи­ка­ция (сте­пень) «ма­гистр» (срок обу­че­ния не ме­нее 6 лет). Ли­цам, за­вер­шив­шим со­от­вет­ст­вую­щую сту­пень обу­че­ния и про­шед­шим ито­го­вую ат­те­ста­цию, вы­да­ют­ся ди­пло­мы. Об­ра­зо­ва­ние лиц, не за­вер­шив­ших обу­че­ние по осн. об­ра­зо­ват. про­грам­ме В. п. о., но ус­пеш­но про­шед­ших про­ме­жу­точ­ную ат­те­ста­цию (не ме­нее чем за 2 го­да обу­че­ния), при­зна­ёт­ся не­пол­ным В. п. о. и под­твер­жда­ет­ся вы­да­чей ди­пло­мов ус­та­нов­лен­но­го об­раз­ца. Су­ще­ст­ву­ют днев­ная, ве­чер­няя и за­оч­ная фор­мы по­лу­че­ния выс­ше­го проф. об­ра­зо­ва­ния.

Ор­га­ни­за­ци­он­ной ос­но­вой гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ют­ся Фе­де­раль­ная про­грам­ма раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния, ут­вер­ждён­ная Фе­де­раль­ным за­ко­ном РФ в 2000, а так­же об­ра­зо­ват. про­грам­мы субъ­ек­тов РФ. Фе­де­раль­ным (цен­траль­ным) ор­га­ном управ­ле­ния сис­те­мой В. п. о. яв­ля­ет­ся Мин-во об­ра­зо­ва­ния и нау­ки (до 2004 Мин-во об­ра­зо­ва­ния РФ), Фе­де­раль­ное агент­ст­во по об­ра­зо­ва­нию (2004). Важ­ную роль в сис­те­ме управ­ле­ния В. п. о. иг­ра­ют Рос. со­юз рек­то­ров (1992), ре­гио­наль­ные со­ве­ты рек­то­ров в субъ­ек­тах РФ, а так­же ас­со­циа­ции, объ­е­ди­няю­щие уни­вер­си­те­ты и др. ву­зы (Ас­со­циа­ция клас­сич. уни­вер­си­те­тов, Ас­со­циа­ция тех­нич. уни­вер­си­те­тов и пр.), и др. об­ществ. ор­га­ни­за­ции.

Лит.: Выс­шее об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии: Очерк ис­то­рии до 1917 / Под ред. В. Г. Ки­не­ле­ва. М., 1995; Выс­шее и сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние в РФ. Ста­ти­сти­че­ский спра­воч­ник. М., 2005.

Вернуться к началу