ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза. Обучение по образоват. программам В. п. о. осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на их реализацию. Лица, имеющие начальное или среднее проф. образование соответствующего профиля, могут получать В. п. о. по сокращённым ускоренным программам.
Историческая справка
В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за много тысяч лет до н. э.; в школах высшей ступени изучались произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли внимание разработке систем образования, предусматривая в них и его высший уровень. Платон в предлагаемой им трёхуровневой системе образования для аристократич. молодёжи выделял высший – третий уровень – для незначит. части юношей, проявивших способности к отвлечённому мышлению, к изучению предметов не в их прикладном значении, а в философско-теоретич. плане (напр., астрономию предлагалось изучать не для целей мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной).
Разделение образования на уровни сохранилось до наших дней. Развитие науки, техники, культуры вело к изменению их наименований, появились промежуточные ступени, расширялось содержание и повышался науч. уровень образования. Однако представление о высшем образовании в совр. понимании стало складываться лишь в средние века. В 12–13 вв. в странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать университеты (преим. богословского характера) как свободные корпорации преподавателей и учащихся. В эпоху Возрождения европ. университеты стали научными и учебными центрами в области богословия, права, медицины, готовили академически образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству. В университетах прежде всего сосредоточивались науки, лат. определение которых (universitas literarum – совокупность искусств) отразилось в самом названии типа учебного заведения.
К 17 в. стала возможной широкая дифференциация наук и на этой основе специализация их преподавания. На традиционных для университетов богословском, мед., филос. и юридич. факультетах началось преподавание новых систематич. курсов естеств. права, естеств. истории, гражд. истории, физики, фармации и др. Специализация курсов вела к открытию соответствующих кафедр и факультетов, на базе последних нередко создавались и новые (отраслевые) учебные заведения.
В 17–18 вв. подготовку высококвалифицированных специалистов-исследователей по осн. направлениям фундам. естеств. наук взяли на себя науч. общества и академии наук (Лондонское королевское об-во, Парижская АН, Петерб. АН и др.).
Усиление практич. направленности в содержании В. п. о. привело к утверждению реального направления в деятельности высшей школы, которое впервые оформилось как общенациональная система в учебных заведениях Франции (Нац. школа мостов и дорог, 1747; Высшая нац. горная школа, 1783; Политехнич. школа, 1794, и др.). В новых учебных заведениях стали преподавать механику, геометрию, рисование, экономику и др. курсы; занятия вели ведущие учё- ные страны. С развитием технич. наук и накоплением опыта преподавания проф. школы стали высшими учебными заведениями. Подобная эволюция характерна в 18–19 вв. для мн. центров проф. образования в Европе, в т. ч. и в России. В 19 в. в осн. оформилась совр. структура В. п. о. На развитие высшего образования в 19 в. сильное воздействие оказала реформа, осуществлённая по инициативе К. В. фон Гумбольдта при основании Берлинского ун-та: тесная связь преподавания с науч. исследованиями, в которых участвовали как профессора и преподаватели, так и студенты. На подобную практику организации В. п. о. стали ориентироваться ведущие вузы мн. стран.
В отличие от университетов, ставивших целью широкое гуманитарное или естественно-науч. образование, отраслевые вузы давали в осн. практич. знания и в некоторых случаях достаточно широкое общенаучное образование. Напр., в России такой опыт связан с деятельностью Моск. ремесленного учебного заведения «для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями» (1830; впоследствии МГТУ им. Н. Э. Баумана), где в 1870-х гг. была разработана т. н. русская система технич. образования; Петерб. политехнич. ун-та (1899; ныне С.-Петерб. технич. ун-т), Петерб. медико-хирургич. академии (ныне Военно-мед. академия). Организация и программы высшего образования, сложившиеся в зап.-европ. странах в нач. 19 в., послужили образцом для вузов США и мн. др. стран. В 19 в. между учебной и науч. деятельностью зап.-европ. университетов наметился разрыв: науч. работа всё более концентрировалась в специализир. НИИ при университетах, постепенно отдаляясь от учебных задач.
В сер. 20 в. содержание В. п. о. переориентировалось на выработку умения самостоят. освоения новых знаний. Возросли требования к проф. мобильности, к быстрой переквалификации специалиста. Качественные сдвиги в характере труда привели к обновлению мн. профессий; вузы стали готовить специалистов по тем профессиям, которые ранее не относились к группе вузовских: некоторые категории экономистов и управленцев, медиков и педагогов, работников сферы услуг и др. Изменилась трактовка связи между уровнем проф. знаний и навыков, приобретаемых в вузе, и квалификацией специалиста. Сохранив как базовый первый уровень проф. квалификации (напр., инженер), мн. страны стали вводить кроме него и дополнит. уровни (напр., младший инженер, инженер-исследователь и т. п.), аналогичный подход наметился и к науч. квалификациям. Высшая школа мн. стран стала приобретать характер многоступенчатой, активно включая в свою сферу общеобразоват. циклы (ранее в большинстве стран остававшиеся целиком в системе средней школы), а также некоторые аспекты среднего спец. образования.
В нач. 21 в. во мн. странах мира, в т. ч. и в России, начались реформы В. п. о., осн. направления которых определены в Болонской декларации (1999). Эти реформы обусловлены процессами глобализации, необходимостью гармонизации образоват. систем в странах Европы к 2010, создания единого образоват. пространства, которое позволит сотрудничать нац. системам В. п. о. (см. Болонский процесс). Страны – участницы Болонского процесса должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образоват. циклов (бакалавриат – магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образоват. кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академич. квалификаций и т. д.
В Российской Федерации
В Российской Федерации установлены три ступени В. п. о.: т. н. базовое высшее образование (срок обучения не менее 4 лет), подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; В. п. о., по окончании которого присваивается квалификация «дипломированный специалист» (срок обучения не менее 5 лет); В. п. о., по окончании которого присваивается квалификация (степень) «магистр» (срок обучения не менее 6 лет). Лицам, завершившим соответствующую ступень обучения и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы. Образование лиц, не завершивших обучение по осн. образоват. программе В. п. о., но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения), признаётся неполным В. п. о. и подтверждается выдачей дипломов установленного образца. Существуют дневная, вечерняя и заочная формы получения высшего проф. образования.
Организационной основой гос. политики в области образования являются Федеральная программа развития образования, утверждённая Федеральным законом РФ в 2000, а также образоват. программы субъектов РФ. Федеральным (центральным) органом управления системой В. п. о. является Мин-во образования и науки (до 2004 Мин-во образования РФ), Федеральное агентство по образованию (2004). Важную роль в системе управления В. п. о. играют Рос. союз ректоров (1992), региональные советы ректоров в субъектах РФ, а также ассоциации, объединяющие университеты и др. вузы (Ассоциация классич. университетов, Ассоциация технич. университетов и пр.), и др. обществ. организации.