Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕДЫ́НСКИЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 521

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

МЕДЫ́НСКИЙ Ев­ге­ний Ни­ко­лае­вич [27.2 (11.3).1885, Ял­та – 6.3.1957, Мо­ск­ва], рос. пе­да­гог, дея­тель нар. об­ра­зо­ва­ния, д. чл. АПН РСФСР (1944). Из дво­рян. Окон­чил юридич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та (1914). В 1911–1918 ра­бо­тал в зем­ских уч­ре­ж­де­ни­ях нар. об­ра­зо­ва­ния. С 1912 вёл на­уч. и пре­пода­ват. дея­тель­ность, в т. ч. в С.-Пе­терб. пе­да­го­гич. ака­де­мии, на Выс­ших пе­да­го­гич. кур­сах, Ни­же­го­род­ском ин-те нар. об­ра­зо­ва­ния, Ураль­ском ун-те. С 1922 в Мо­ск­ве: зав. от­де­лом Нар­ком­про­са РСФСР, пре­по­да­ва­тель 2-го МГУ (1922–1948, проф. с 1926), Высшего ком­му­ни­стич. ин-та просвещения (1930–37) и др. ву­зов. В 1944–52 в сис­те­ме АПН. В 1949–1952 зав. ре­дак­ци­ей пе­да­го­ги­ки изд-ва «Боль­шая Со­вет­ская эн­цик­ло­пе­дия». Раз­ра­бо­тал сис­те­му ра­бо­ты земств и зем­ских уч­ре­ж­де­ний по про­све­ще­нию, ор­га­ни­зац.-ди­дак­тич. ос­но­вы вне­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния, вы­дви­нул идеи соз­да­ния на­род­ных до­мов для по­ли­тич. про­све­ще­ния масс, пре­вра­ще­ния биб­лио­тек в цен­тры об­ще­куль­тур­ной ра­бо­ты. С 1920 раз­ра­ба­ты­вал на­уч.-тео­ре­тич. и ме­то­дич. ос­но­вы кур­са ис­то­рии пе­да­го­ги­ки с мар­кси­ст­ских по­зи­ций. Ав­тор пер­во­го сов. учеб­ни­ка «Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки в свя­зи с эко­но­ми­че­ским раз­ви­ти­ем об­ще­ст­ва» (т. 1–3, 1925–29, пе­ре­ра­бо­тан в 1938, на его ос­но­ве на­пи­сан ряд глав для со­вме­ст­но­го с Н. А. Кон­стан­ти­но­вым и М. Ф. Ша­бае­вой учеб­ни­ка, из­да­вав­ше­го­ся в 1956–82). Внёс су­ще­ст­вен­ный вклад в изу­че­ние про­блем взаи­мо­свя­зи и взаи­мо­влия­ния отеч. и за­ру­беж­ной педа­го­ги­ки, оп­ре­де­ле­ние са­мо­быт­но­сти мно­го­национальной пе­да­го­гич. мыс­ли; за­ни­мал­ся ис­то­ри­ко-куль­тур­ным ана­ли­зом па­мят­ни­ков пе­да­го­гич. мыс­ли про­шло­го. Ис­сле­до­вал ис­то­рию рос. шко­лы и пе­да­го­ги­ки, твор­че­ст­во Н. И. Пи­ро­го­ва, К. Д. Ушин­ско­го, П. Ф. Лес­гаф­та и др. Ав­тор «Очер­ков по ис­то­рии со­вет­ской шко­лы РСФСР за 30 лет» (1948, совм. с Н. А. Кон­стан­ти­но­вым).

Соч.: Вне­шко­ль­ное об­ра­зо­ва­ние в РСФСР. 2-е изд. М., 1923; Эн­цик­ло­пе­дия вне­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния. 2-е изд. М., 1925. Т. 1–3; И. Г. Пес­та­лоц­ци. Его жизнь, уче­ние и влия­ние на рус­скую пе­да­го­ги­ку. 2-е изд. М., 1927 (совм. с А. П. Пин­ке­ви­чем); Ве­ли­кий рус­ский пе­да­гог К. Д. Ушин­ский. М., 1945; Пе­да­го­ги­ка. 2-е изд. М., 1948 (со­авт.); А. С. Ма­ка­рен­ко. Жизнь и пе­да­го­ги­че­ское твор­че­ст­во. 2-е изд. М., 1949; Про­све­ще­ние в СССР. 3-е изд. М., 1955.

Лит.: Рав­кин З. И. Вид­ный уче­ный и дея­тель на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. 1985. № 3; Пет­ров В., Про­ску­рин В. Мно­го­гран­ный та­лант пе­да­го­га // На­род­ное об­ра­зо­ва­ние. 1985. № 3; Е. Н. Ме­дын­ский. Био­биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1986.

Вернуться к началу