Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАНКО́В ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 232

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Нечаева

ЗАНКО́В Ле­о­нид Вла­ди­ми­ро­вич [10(23).4.1901, Вар­ша­ва – 27.11.1977, Мо­ск­ва], рос. пе­да­гог, пси­хо­лог, де­фек­то­лог, д. чл. АПН (1955). Окон­чил ф-т об­ществ. на­ук Моск. ун-та (1925). Уче­ник Л. С. Вы­гот­ско­го. Пре­по­да­вал в сель­ской шко­ле Туль­ской обл. (1918–19); вос­пи­та­тель и зав. дет­ски­ми с.-х. ко­ло­ни­я­ми в Там­бов­ской и Моск. об­лас­тях (1919–22). С 1929 вёл н.-и. ра­бо­ту: в НИИ де­фек­то­логии (1929–51, в 1944–47 ди­рек­тор), НИИ тео­рии и ис­то­рии пе­да­го­ги­ки АПН (1951–77). Раз­ра­ба­ты­вал про­бле­мы пси­хо­ло­гии па­мя­ти, мыш­ле­ния и ре­чи нор­маль­ных де­тей и де­тей с на­ру­ше­ния­ми в пси­хич. раз­ви­тии. Вы­дви­нул и пер­вым реа­ли­зо­вал идею вклю­че­ния в пе­да­го­гич. экс­пе­ри­мент пси­хо­ло­гич. ме­то­дов изу­че­ния уча­щих­ся как сред­ст­ва объ­ек­тив­ной оцен­ки ре­зуль­та­тив­но­сти пе­да­го­гич. но­во­вве­де­ний. Под рук. З. ис­сле­до­ва­на за­ко­но­мер­ная связь ме­ж­ду обу­че­ни­ем и об­щим раз­ви­ти­ем де­тей; до­ка­за­на ве­ду­щая роль в раз­ви­тии как обу­че­ния, так и внутр. фак­то­ров, обу­слов­ли­ваю­щих ин­ди­ви­ду­аль­ные ва­ри­ан­ты раз­ви­тия уча­щих­ся в од­них и тех же, в т. ч. и оп­ти­маль­ных, ус­ло­ви­ях обу­че­ния; соз­да­на пер­вая в Рос­сии пе­да­го­гич. сис­те­ма на­чаль­но­го обу­че­ния, на­прав­лен­ная на об­щее раз­ви­тие ка­ж­до­го ре­бён­ка; до­ка­зан па­ри­тет всех учеб­ных пред­ме­тов, что вы­рав­ни­ва­ет в гла­зах учи­те­ля де­тей с прак­тич., об­раз­ным и ло­гич. мыш­ле­ни­ем и пре­дос­тав­ля­ет им рав­но­прав­ные воз­мож­но­сти. Сис­те­ма З. во­пло­ще­на в прак­тич. ру­ко­вод­ствах для шко­лы (про­грам­мы, учеб­ни­ки, ме­то­дич. по­со­бия). Ав­тор бо­лее 200 круп­ных пуб­ли­ка­ций (пе­ре­ве­де­ны в 14 стра­нах). В 1993 Мин-вом об­ра­зо­ва­ния РФ ор­га­ни­зо­ван Фе­де­раль­ный на­уч.-ме­то­дич. центр им. Л. В. Зан­ко­ва. С 1996 соз­дан­ная под рук. З. сис­те­ма об­ще­го раз­ви­тия школь­ни­ка ста­ла гос. об­ра­зо­ва­тель­ной сис­те­мой; при­ня­та во мно­гих шко­лах стран СНГ, а так­же реа­ли­зу­ет­ся в отд. учеб­ных за­ве­де­ни­ях США, Из­раи­ля, Ав­ст­ра­лии.

Соч.: Па­мять школь­ни­ка. (Ее пси­хо­ло­гия и пе­да­го­ги­ка). М., 1944; Про­бле­мы ре­чи, ее рас­стройств и вос­ста­нов­ле­ния // Пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ские про­бле­мы вос­ста­нов­ле­ния ре­чи при че­реп­но-моз­го­вых ра­не­ни­ях. М., 1945; О пред­ме­те и ме­то­дах ди­дак­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний. М., 1962; Ди­дак­ти­ка и жизнь. М., 1968; Бе­се­ды с учи­те­ля­ми. 2-е изд. М., 1975; Обу­че­ние и раз­ви­тие. М., 1975; Избр. пе­да­го­ги­че­ские тру­ды. 3-е изд. М., 1999.

Лит.: Па­мя­ти Л. В. Зан­ко­ва // На­чаль­ная шко­ла. 1978. № 1; Вол­ков Б. В. Л. В. Зан­ков // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. 1981. № 3; Л. В. Зан­ков – пе­да­гог, пси­хо­лог / Сост. Н. В. Не­чае­ва. М., 1996; Не­чае­ва Н. В. Уче­ный, за­гля­нув­ший в бу­ду­щее // На­чаль­ная шко­ла. 2006. № 3; Л. В. Зан­ков. Био­биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1990.

Вернуться к началу