Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОМА́ШНЕЕ ОБРАЗОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 229-230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Кеворкова

ДОМА́ШНЕЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, фор­ма об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной под­го­тов­ки в се­мье. До ста­нов­ле­ния сис­тем об­ра­зо­ва­ния (пре­им. в древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вье) иг­ра­ло су­ще­ст­вен­ную роль в пе­ре­да­че от ро­ди­те­лей к де­тям ос­нов ми­ро­воз­зре­ния (в т. ч. ре­лиг. вос­пи­та­ние), жиз­нен­но­го и проф. опы­та; в об­ще­ст­вах с раз­ви­ты­ми об­ра­зо­ват. струк­ту­ра­ми со­хра­ня­ло своё зна­че­ние как фор­ма ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции обу­че­ния. Од­на­ко как ин­сти­тут об­ра­зо­ва­ния оно не ог­ра­ни­чи­ва­лось се­мей­ным, ро­до­вым опы­том и со­дер­жа­ло весь пре­ду­смот­рен­ный об­ществ. нор­ма­ми об­ра­зо­ват. ком­плекс. Осо­бен­но­сти и на­прав­ле­ния Д. о. оп­ре­де­ля­лись со­ци­аль­ной ро­лью се­мьи, гос­под­ствую­щи­ми в об­ще­ст­ве на­цио­наль­но-куль­тур­ны­ми тра­ди­ция­ми.

В Рос­сии Д. о. в 18–19 вв. по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние в сис­те­ме об­ще­го об­ра­зо­ва­ния как под­го­тов­ка де­тей и под­ро­ст­ков к по­сту­п­ле­нию в гим­на­зии и уни­вер­си­те­ты. Д. о. прак­ти­ко­ва­лось в гу­бер­ни­ях, где ро­ди­те­ли не име­ли воз­мож­но­сти оп­ре­де­лить де­тей в гим­на­зию по сво­ему вы­бо­ру, а так­же сре­ди по­ме­ст­но­го дво­рян­ст­ва. Наи­бо­лее ро­до­ви­тые и бо­га­тые дво­ря­не в Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге и др. круп­ных го­ро­дах пред­по­чи­та­ли дать ре­бён­ку Д. о., осо­бен­но в слу­чае не­же­ла­ния оп­ре­де­лить его по во­ин­ской час­ти. Не­за­кон­но­ро­ж­дён­ным дво­рян­ским де­тям Д. о. по­зво­ля­ло по­сту­пить в уни­вер­си­тет с даль­ней­шим по­лу­че­ни­ем чи­на, воз­вра­щаю­ще­го в круг дво­рян­ско­го со­сло­вия. Для де­во­чек из ма­ло­обес­пе­чен­ных дво­рян­ских се­мей и для си­рот от­кры­ва­ло воз­мож­но­сти до­маш­не­го учи­тель­ст­ва. Од­ним из ви­дов Д. о. мож­но счи­тать экс­тер­нат.

До уч­ре­ж­де­ния Моск. ун-та (1755) функ­ции до­маш­них пе­да­го­гов вы­пол­ня­ли в осн. при­ход­ские свя­щен­ни­ки, дьяч­ки, се­ми­на­рис­ты, на­ём­ные учи­те­ля из нем­цев. В сер. 18 в. к Д. о. при­вле­ка­ли уни­вер­си­тет­ских про­фес­со­ров, кан­ди­да­тов, за­кон­чив­ших курс, и сту­ден­тов. С кон. 18 в. во­шло в обы­чай при­гла­шать учи­те­лей-ино­стран­цев (пре­им. фран­цу­зов, нем­цев, анг­ли­чан). В 1830–40-х гг. офор­ми­лась сис­те­ма Д. о. Бы­ли при­ня­ты По­ло­же­ние о до­маш­них учи­те­лях и на­став­ни­ках (1834) и спец. по­ста­нов­ления Мин-ва нар. про­све­ще­ния 1853 и 1868. С 1868 зва­ние до­маш­не­го учи­те­ля при­сваи­ва­лось ли­цам со сред­ним об­ра­зо­ва­ни­ем, вы­дер­жав­шим спец. ис­пы­та­ния, ли­бо окон­чив­шим выс­шее учеб­ное за­ве­де­ние. За­пре­ща­лось до­пус­кать к ча­ст­но­му пре­по­да­ва­нию ино­стран­цев, не по­лу­чив­ших ат­те­ста­тов от рос. уни­вер­си­те­тов. По тра­ди­ции до­маш­ние учи­те­ля не­ред­ко про­жи­ва­ли в се­мье и обу­ча­ли всех под­рас­таю­щих чле­нов се­мьи и фак­ти­че­ски име­ли по­жиз­нен­ное обес­пе­че­ние.

Как пра­ви­ло, вид­ное ме­сто в сис­те­ме Д. о. за­ни­ма­ли но­вые язы­ки (франц., нем., англ.), отеч. и иностр. сло­вес­ность, ис­то­рия, гео­гра­фия. Ма­те­ма­ти­ка, фи­зи­ка, ес­теств. ис­то­рия пре­по­да­ва­лись в объ­ё­ме, оп­ре­де­ляв­шем­ся воз­мож­но­стя­ми и же­ла­ни­ем ро­ди­те­лей и уче­ни­ка. Не­пре­мен­ным эле­мен­том Д. о. яв­лял­ся За­кон Бо­жий, час­то – цер­ков­но­сла­вян­ский язык.

По­сле 1917 Д. о. как сис­те­ма пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние. С нач. 1960-х гг. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние спе­ци­фич. фор­мы Д. о. – ча­ст­ные уро­ки, се­мей­ные се­ми­на­ры, ре­пе­ти­тор­ст­во и т. п., при­зван­ные как ком­пен­си­ро­вать не­дос­тат­ки гос. сис­те­мы сред­не­го об­ра­зо­ва­ния, так и го­то­вить уча­щих­ся к по­сту­п­ле­нию в вуз. За­кон РФ об об­ра­зо­ва­нии (1992) за­фик­си­ро­вал пра­во уча­ще­го­ся на Д. о. с по­сле­дую­щей гос. ат­те­ста­ци­ей. Боль­шие воз­мож­но­сти для рас­про­стра­не­ния Д. о. пре­дос­тав­ля­ют но­вые пе­да­го­гич. тех­но­ло­гии, в ча­ст­но­сти дис­тан­ци­он­ное обу­че­ние.

До­маш­нее об­ра­зо­ва­ние за ру­бе­жом. В Ве­ли­ко­бри­та­нии в кон. 20 в. на­счи­ты­ва­лось 12 тыс. уч-ся, по­лу­чав­ших Д. о., в 2005 – их чис­ло воз­рос­ло до 20 тыс. В США до нач. 1980-х гг. Д. о. на­хо­ди­лось вне за­ко­на и до­пус­ка­лось лишь для тя­же­ло­боль­ных де­тей, с 1993 оно ста­ло нор­мой на всей тер­ри­то­рии США. Д. о. по­лу­ча­ют, как пра­ви­ло, де­ти пред­ста­ви­те­лей ма­ло­числ. ре­лиг. кон­фес­сий. В 1999 Д. о. бы­ло ох­ва­че­но 850 тыс. де­тей, в 2003 – св. 1 млн. По дан­ным Ас­со­циа­ции за­щи­ты до­маш­них школ (Home school legal defence association), еже­год­но чис­ло уча­щих­ся «до­маш­них школ» уве­ли­чи­ва­ет­ся на 15%. Сис­те­ма Д. о. функ­цио­ни­ру­ет бо­лее чем в 45 стра­нах ми­ра, в т. ч. в Ав­ст­ра­лии, Ис­па­нии, Япо­нии, Сканд. стра­нах и др. В Гер­ма­нии Д. о. на­хо­дит­ся вне за­ко­на.

Лит.: Зве­ре­ва О. Л., Га­ни­че­ва А. Н. До­маш­нее об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии кон­ца IX – на­ча­ла XX в. // Зве­ре­ва О. Л., Га­ни­че­ва А. Н. Се­мей­ная пе­да­го­ги­ка и до­маш­нее вос­пи­та­ние. 2-е изд. М., 2000; Оше­ров В. Homeschooling и его уро­ки // Но­вый мир. 2001. № 7; Сер­гее­ва С. В. До­маш­нее об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии в пер­вой по­ло­ви­не XIX в. // Пе­да­го­ги­ка. 2003. № 7.

Вернуться к началу