ДОМА́ШНЕЕ ОБРАЗОВА́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОМА́ШНЕЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, форма общеобразовательной подготовки в семье. До становления систем образования (преим. в древности и Средневековье) играло существенную роль в передаче от родителей к детям основ мировоззрения (в т. ч. религ. воспитание), жизненного и проф. опыта; в обществах с развитыми образоват. структурами сохраняло своё значение как форма индивидуализации обучения. Однако как институт образования оно не ограничивалось семейным, родовым опытом и содержало весь предусмотренный обществ. нормами образоват. комплекс. Особенности и направления Д. о. определялись социальной ролью семьи, господствующими в обществе национально-культурными традициями.
В России Д. о. в 18–19 вв. получило распространение в системе общего образования как подготовка детей и подростков к поступлению в гимназии и университеты. Д. о. практиковалось в губерниях, где родители не имели возможности определить детей в гимназию по своему выбору, а также среди поместного дворянства. Наиболее родовитые и богатые дворяне в Москве, С.-Петербурге и др. крупных городах предпочитали дать ребёнку Д. о., особенно в случае нежелания определить его по воинской части. Незаконнорождённым дворянским детям Д. о. позволяло поступить в университет с дальнейшим получением чина, возвращающего в круг дворянского сословия. Для девочек из малообеспеченных дворянских семей и для сирот открывало возможности домашнего учительства. Одним из видов Д. о. можно считать экстернат.
До учреждения Моск. ун-та (1755) функции домашних педагогов выполняли в осн. приходские священники, дьячки, семинаристы, наёмные учителя из немцев. В сер. 18 в. к Д. о. привлекали университетских профессоров, кандидатов, закончивших курс, и студентов. С кон. 18 в. вошло в обычай приглашать учителей-иностранцев (преим. французов, немцев, англичан). В 1830–40-х гг. оформилась система Д. о. Были приняты Положение о домашних учителях и наставниках (1834) и спец. постановления Мин-ва нар. просвещения 1853 и 1868. С 1868 звание домашнего учителя присваивалось лицам со средним образованием, выдержавшим спец. испытания, либо окончившим высшее учебное заведение. Запрещалось допускать к частному преподаванию иностранцев, не получивших аттестатов от рос. университетов. По традиции домашние учителя нередко проживали в семье и обучали всех подрастающих членов семьи и фактически имели пожизненное обеспечение.
Как правило, видное место в системе Д. о. занимали новые языки (франц., нем., англ.), отеч. и иностр. словесность, история, география. Математика, физика, естеств. история преподавались в объёме, определявшемся возможностями и желанием родителей и ученика. Непременным элементом Д. о. являлся Закон Божий, часто – церковнославянский язык.
После 1917 Д. о. как система прекратила существование. С нач. 1960-х гг. получили распространение специфич. формы Д. о. – частные уроки, семейные семинары, репетиторство и т. п., призванные как компенсировать недостатки гос. системы среднего образования, так и готовить учащихся к поступлению в вуз. Закон РФ об образовании (1992) зафиксировал право учащегося на Д. о. с последующей гос. аттестацией. Большие возможности для распространения Д. о. предоставляют новые педагогич. технологии, в частности дистанционное обучение.
Домашнее образование за рубежом. В Великобритании в кон. 20 в. насчитывалось 12 тыс. уч-ся, получавших Д. о., в 2005 – их число возросло до 20 тыс. В США до нач. 1980-х гг. Д. о. находилось вне закона и допускалось лишь для тяжелобольных детей, с 1993 оно стало нормой на всей территории США. Д. о. получают, как правило, дети представителей малочисл. религ. конфессий. В 1999 Д. о. было охвачено 850 тыс. детей, в 2003 – св. 1 млн. По данным Ассоциации защиты домашних школ (Home school legal defence association), ежегодно число учащихся «домашних школ» увеличивается на 15%. Система Д. о. функционирует более чем в 45 странах мира, в т. ч. в Австралии, Испании, Японии, Сканд. странах и др. В Германии Д. о. находится вне закона.