ЧЕЛОВЕ́ЧЕСКИХ ОТНОШЕ́НИЙ ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЕЛОВЕ́ЧЕСКИХ ОТНОШЕ́НИЙ ТЕО́РИЯ, неоклассич. теория организации, в рамках которой человеческий фактор и человеческие потребности рассматриваются как осн. элементы организации, изучаются межличностные отношения на предприятии, проблема лидерства, социальные методы управления коллективом. Ч. о. т. отрицает жёсткую, авторитарную структуру классич. теории, которая игнорировала мотивацию сотрудников, особенности трудового поведения.
Осн. принципы Ч. о. т.: человек – главный объект внимания в организации; люди работают для внутреннего удовлетворения, а не только для материального вознаграждения; усиление роли отд. лиц в деятельности организации; система межличностных контактов; коллективная деятельность и совместная разработка норм; побуждение и мотивация людей для повышения производительности труда; неформальная сторона общения в коллективе; применение социологии и психологии в управлении организацией.
Ч. о. т. появилась в нач. 1930-х гг. Основоположниками принято считать Э. Мэйо и М. П. Фоллетт. В ходе Хоторнского эксперимента было доказано, что отношения между работниками и их социальные потребности выступают важнейшими условиями повышения производительности труда, а потому ими необходимо управлять. Большой вклад в развитие Ч. о. т. в 1940–60-е гг. внесли представители бихевиоризма. Идеи Ч. о. т. получили развитие в теории групп, главный принцип которой: «эффективность команды за счёт участия». В рамках Ч. о. т. развивается концепция социальных систем, в соответствии с которой интересы человека и организации не обязательно совпадают. Напр., Г. Саймон, А. В. Этциони и др. к числу определяющих элементов организационной системы относят индивидуумов, формальные и неформальные группы, отношения в группах, разные типы статусов и групповых ролей. Амер. учёный Ч. И. Барнард подчёркивал значение исполнит. власти в согласовании ценностей и целей, успех организации связывал со способностью лидера создавать сплочённую среду, предположил, что полномочия менеджера в большей степени зависят от выполняемых действий подчинённых и в меньшей – от иерархич. структуры организации.
Идеи Ч. о. т. развивают совр. концепции – лидерства, корпоративной культуры и организационного поведения, человеческого капитала, развития базовых потребностей, развития человеческого потенциала.