Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИРОДООХРА́ННОЕ ГОСУДА́РСТВЕННОЕ РЕГУЛИ́РОВАНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 523

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ялбулганов

ПРИРОДООХРА́ННОЕ ГОСУДА́РСТ­ВЕН­НОЕ РЕГУЛИ́РОВАНИЕ, упо­ря­до­чен­ная го­су­дар­ст­вом дея­тель­ность по ох­ра­не при­ро­ды (при­род­ной сре­ды) и ра­цио­наль­но­му ис­поль­зо­ва­нию её ре­сур­сов. Пре­ду­смат­ри­ва­ет оцен­ку воз­дей­ст­вия хо­зяйст­вен­ной и иной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка на ок­ру­жаю­щую сре­ду (ОС), её со­хра­не­ние и обес­пе­че­ние эко­ло­гич. безо­пас­но­сти.

При­ро­до­охран­ная дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по­сред­ст­вом пря­мо­го и кос­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. В пер­вом слу­чае оно реа­ли­зу­ет­ся с пре­об­ла­да­ни­ем адм. (ор­га­ни­зац.) ме­то­дов и про­яв­ля­ет­ся в за­ко­но­дат. дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва. Вы­пол­ня­ет­ся пу­тём при­ме­не­ния та­ких гос. мер при­ро­до­охран­ной по­ли­ти­ки, как ог­ра­ни­че­ние и пре­дот­вра­ще­ние от­ри­ца­тель­но­го влия­ния хо­зяй­ст­вен­ной и иной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка на ОС (напр., про­ве­де­ние ме­ро­прия­тий по сни­же­нию вред­ных вы­бро­сов в ат­мо­сфе­ру и гид­ро­сфе­ру и др.), соз­да­ния сис­те­мы на­блю­де­ния за ра­цио­наль­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем при­род­ных ре­сур­сов Зем­ли в це­лях под­дер­жа­ния био­ло­гич. раз­но­об­ра­зия и со­хра­не­ния ге­но­фон­да и т. п.

Эко­но­мич. ме­то­ды ис­поль­зу­ют­ся при кос­вен­ном П. г. р. Они реа­ли­зу­ют­ся, напр., пу­тём ус­та­нов­ле­ния пла­ты и ли­ми­тов за не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на ОС и про­ве­де­ния эко­но­мич. оцен­ки воз­дей­ст­вия хо­зяйст­вен­ной и иной дея­тель­но­сти на неё.

Раз­гра­ни­че­ние ме­ж­ду адм. и эко­но­мич. ме­то­да­ми гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния до не­ко­то­рой сте­пе­ни ус­лов­но. Для то­го что­бы за­дей­ст­во­вать лю­бой кос­вен­ный ре­гу­ля­тор, не­об­хо­ди­мо пред­ва­ри­тель­ное адм. ре­ше­ние со­от­вет­ст­вую­щих гос. ор­га­нов; лю­бые эко­но­мич. ре­гу­ля­то­ры не­сут на се­бе пе­чать ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния. В то же вре­мя лю­бой адм. ре­гу­ля­тор, пря­мо при­ну­ж­дая хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов вы­пол­нять те или иные дей­ст­вия, од­но­вре­мен­но ока­зы­ва­ет вто­рич­ное кос­вен­ное воз­дей­ст­вие на це­лый ряд со­пря­жён­ных эко­но­мич. про­цес­сов.

При­ро­до­охран­ные ме­ры со­дер­жат­ся в зе­мель­ном, вод­ном, лес­ном и ином за­ко­но­да­тель­ст­ве. Ус­та­нов­ле­на уго­лов­ная и адм. от­вет­ст­вен­ность за их не­ис­пол­не­ние, а так­же гра­ж­дан­ско-пра­во­вая – по ря­ду пра­во­на­ру­ше­ний, пре­ду­смат­ри­ваю­щих воз­ме­ще­ние вре­да, на­не­сён­но­го ок­ру­жаю­щей сре­де.

См. так­же За­гряз­не­ние ок­ру­жаю­щей сре­ды, Ох­ра­на при­ро­ды.

Лит.: Кол­ба­сов О. С. Ок­ру­жаю­щая сре­да под ох­ра­ной за­ко­на. М., 1989; Пет­ров В. В. Эко­ло­ги­че­ское пра­во Рос­сии. М., 1995.

Вернуться к началу