Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЛАДЕ́НЧЕСКАЯ СМЕ́РТНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 525-526

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ткаченко

МЛАДЕ́НЧЕСКАЯ СМЕ́РТНОСТЬ, смерт­ность де­тей в те­че­ние пер­вых 12 ме­ся­цев жиз­ни; яв­ля­ет­ся од­ним из осн. по­ка­за­те­лей здо­ро­вья на­се­ле­ния в це­лом и ин­ди­ка­то­ром со­ци­аль­но­го раз­ви­тия стра­ны или ре­гио­на. Из­ме­ря­ет­ся ко­эф­фи­ци­ен­том, рас­счи­ты­вае­мым обыч­но как от­но­ше­ние чис­ла умер­ших к ро­див­шим­ся жи­вы­ми на 1000 но­во­ро­ж­дён­ных (). Важ­ность из­ме­ре­ния М. с. обу­слов­ле­на её бо­лее вы­со­ким уров­нем по срав­не­нию со смерт­но­стью в по­сле­дую­щих воз­рас­тах, силь­ным влия­ни­ем на ди­на­ми­ку по­ка­за­те­ля про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни. Де­мо­гра­фич. ха­рак­те­ри­сти­ки М. с. Все­мир­ная ор­га­ни­за­ция здра­во­охра­не­ния (ВОЗ) ре­ко­мен­ду­ет до­пол­нять со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми, в т. ч. по­ка­за­те­ля­ми уров­ня об­ра­зо­ва­ния ма­те­рей и до­хо­дов отд. групп на­се­ле­ния.

20 в. ха­рак­те­ри­зо­вал­ся зна­чит. ус­пе­ха­ми в сни­же­нии М. с. в боль­шин­ст­ве стран ми­ра по ме­ре их со­ци­аль­но-эко­но­мич. про­грес­са (до 1900 эта смерт­ность со­став­ля­ла 200–300). По­ка­за­те­ли М. с., от­ра­жая уро­вень ка­че­ст­ва жиз­ни, наи­бо­лее вы­со­ки в наи­ме­нее раз­ви­тых стра­нах и на­обо­рот. Так, в Ис­лан­дии, Син­га­пу­ре и Япо­нии, имею­щих са­мые низ­кие по­ка­за­те­ли М. с. (ок. 3), го­до­вой до­ход на од­но­го че­ло­ве­ка со­став­ля­ет бо­лее 25–30 тыс. долл.; в Ма­ли и Ли­бе­рии, имею­щих мак­си­маль­но вы­со­кую М. с. (при­мер­но 130), ука­зан­ный до­ход не пре­вы­ша­ет 1 тыс. долл.; 13 наи­ме­нее раз­ви­тых стран име­ли М. с. вы­ше 100. По дан­ным Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нён­ных На­ций, во 2-й пол. 20 в. ко­эф­фи­ци­ен­ты М. с. в 1-й де­сят­ке стран бы­ли ни­же 4 ; в стра­нах, за­ни­маю­щих мес­та с 11-го по 30-е, – от 4,2 до 5 ; поч­ти в 60 стра­нах ко­эф­фи­ци­ент М. с. был ни­же 10. Сни­же­ние М. с. про­дол­жа­ет­ся – в на­стоя­щее вре­мя уже в 71 стра­не её уро­вень ни­же 10‰, в 1-й сот­не стран – не вы­ше 15.

Уро­вень М. с. за­ви­сит не толь­ко от здо­ро­вья са­мих мла­ден­цев, но и от здо­ро­вья их ма­те­рей, об­щих ус­ло­вий жиз­ни и уров­ня бла­го­сос­тоя­ния на­се­ле­ния, а так­же в зна­чит. сте­пе­ни – от сис­те­мы здра­во­охра­не­ния в стра­не, ка­че­ст­ва мед. по­мо­щи и ус­ло­вий дос­ту­па к ней, эко­ло­гич. со­стоя­ния ок­ру­жаю­щей сре­ды. Ста­ти­сти­ка вы­со­ко­раз­ви­тых стран со­дер­жит под­роб­ную ин­фор­ма­цию о ро­ж­де­нии и смер­ти мла­ден­цев. Так, дан­ные по Анг­лии и Уэль­су пред­став­ле­ны не толь­ко об­щи­ми ко­эф­фи­ци­ен­та­ми М. с., но и бо­лее де­таль­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми смерт­но­сти (пе­ри­на­таль­ной – с 28-й не­де­ли бе­ре­мен­но­сти и по 7-е сут­ки по­сле ро­ж­де­ния; не­она­таль­ной – в пер­вые 27 дней жиз­ни; по­ст­не­о­на­таль­ной – c 28-го по 364-й день по­сле ро­ж­де­ния), а так­же по­ка­за­те­ля­ми де­тей, ро­див­ших­ся с ве­сом до 1,5 кг и до 2,5 кг.

В Рос­сии М. с. сни­жа­лась на про­тя­же­нии все­го про­шло­го ве­ка, хо­тя об­щая тен­ден­ция пре­ры­ва­лась не толь­ко в пе­рио­ды по­тря­се­ний (напр., го­ло­да 1947), но и в бо­лее бла­го­по­луч­ное вре­мя (1972–1976 и 1991–93). Ес­ли в нач. 20 в. по­ка­за­тель М. с. в Рос­сии со­став­лял 272, то к его кон­цу сни­зил­ся до 16,9, но и этот по­след­ний по­ка­за­тель поч­ти в 5 раз пре­вы­шал уро­вень стран с са­мы­ми низ­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми М. с. (Шве­ция, Япо­ния, Ис­лан­дия, Син­га­пур). В 2000-е гг. в Рос­сии про­дол­жа­лось сни­же­ние М. с. (са­мые вы­со­кие тем­пы сни­же­ния бы­ли за­фик­си­ро­ва­ны в 2006–09), но она всё ещё зна­чи­тель­но вы­ше, чем в ука­зан­ных стра­нах. По дан­ным ВОЗ (ок­руг­лён­ным до це­лых), Рос­сия по ко­эф­фи­ци­ен­ту М. с. де­ли­ла 48–52 мес­та с Бе­ло­рус­си­ей, Ку­вей­том, Мол­да­ви­ей, Маль­ди­ва­ми, Уруг­ва­ем (2009).

Лит.: Vallin J., Mesle F., Valkonen T. Trends in mortality and differential mortality. Stras­bourg, 2001; Ква­ша Е. А. Мла­ден­че­ская сме­рт­ность в Рос­сии в XX в. // Со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. 2003. № 6; Ав­де­ев А. Мла­ден­че­ская сме­рт­ность и ис­то­рия ох­ра­ны ма­те­рин­ст­ва и дет­ст­ва в Рос­сии и СССР // Ис­то­ри­че­ская де­мо­гра­фия. М., 2008; Life expectancy and mortality // World Health Statistics. Gen., 2011.

Вернуться к началу