Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«МАКДО́НАЛДС»

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 515-516

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Урюпин

«МАКДО́НАЛДС», «Мак­до­нальдс», «Мак­до­налдс кор­по­рей­шен» («Mc­Donald’s Corp.»), транс­на­цио­наль­ная кор­по­ра­ция, объ­е­ди­няю­щая под сво­им тор­го­вым зна­ком са­мую раз­ветв­лён­ную в ми­ре сеть рес­то­ра­нов бы­ст­ро­го пи­тания. Штаб-квар­ти­ра – в г. Ок-Брук (штат Ил­ли­нойс, США). В 1940 бр. Ри­чард и Мо­рис Мак­до­налд (Richard, Maurice McDo­nald) от­кры­ли рес­то­ран в г. Сан-Бер­нар­ди­но (штат Ка­ли­фор­ния, США). Это был ти­пич­ный рес­то­ран с боль­шим вы­бо­ром блюд и на­пит­ков, по­се­ти­те­ли ко­то­ро­го мог­ли сде­лать за­каз и по­лу­чить его не вы­хо­дя из ав­то­мо­би­ля. В 1948 бр. Мак­до­налд за­кры­ли на 3 ме­ся­ца своё впол­не ус­пеш­ное пред­при­ятие, а от­крыв его вновь, пред­ло­жи­ли кли­ен­там ме­ню лишь из 9 на­име­но­ва­ний, са­мым по­пу­ляр­ным из ко­то­рых ока­зал­ся гам­бур­гер за 15 цен­тов. По­став­лен­ные на по­ток про­из­вод­ст­во и про­да­жа бу­тер­бро­дов и без­ал­ко­голь­ных на­пит­ков ста­ли са­мым рас­про­стра­нён­ным в ми­ре спо­со­бом реа­ли­за­ции идеи рес­то­ра­на бы­ст­ро­го об­слу­жи­ва­ния.

В 1954 Рей Крок (Raymond Albert Kroc), про­да­вец мик­се­ров, до­бил­ся от бр. Мак­до­налд экс­клю­зив­ных прав на про­да­жу тех­но­ло­гии их рес­то­ран­но­го биз­не­са по всей стра­не. В 1955 Р. Крок за­ре­ги­ст­ри­ро­вал ком­па­нию «Мак­до­налдс Сис­тем Инк.» («МcDonald’s System, Inc.») и от­крыл свой пер­вый рес­то­ран в шта­те Ил­ли­нойс. В 1961 Р. Крок пол­но­стью вы­ку­пил пра­ва на ком­па­нию у бр. Мак­до­налд за 2,7 млн. долл. В 1963 от­крыт 500-й рес­то­ран ком­па­нии в США. В 1967 с Ка­на­ды и Пу­эр­то-Ри­ко на­чи­на­ет­ся ме­ж­ду­нар. экс­пан­сия «М.». 5000-й рес­то­ран ком­па­нии от­крыт в 1978 в Япо­нии. На нач. 2010 под тор­го­вой мар­кой «Мак­до­налдс» ра­бо­та­ют 32478 рес­то­ра­нов в 117 стра­нах ми­ра. Из них 6262 на­хо­дят­ся под управ­ле­ни­ем са­мой ком­па­нии, а 26216 ра­бо­та­ют на ус­ло­ви­ях фран­чай­зин­га. В са­мих США на­счи­ты­ва­ет­ся бо­лее 14000 рес­то­ра­нов ком­па­нии.

Об­щее чис­ло за­ня­тых в ком­па­нии со­став­ля­ет на нач. 2010 св. 385 тыс. чел., а её ры­ноч­ная стои­мость – бо­лее 65 млрд. долл. Ак­ции «М.» ко­ти­ру­ют­ся на Нью-Йорк­ской фон­до­вой бир­же, а с 1985 учи­ты­ва­ют­ся при под­счё­те пром. ин­дек­са Доу – Джон­са.

Вернуться к началу