Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУОПСО́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 419

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Васильев

ДУОПСО́НИЯ (от лат. duo – два и греч. ὀψω­νία – за­куп­ка про­до­воль­ст­вия), 1) раз­но­вид­ность ры­ноч­ной струк­ту­ры, при ко­то­рой име­ет­ся мно­же­ст­во про­дав­цов од­но­род­но­го то­ва­ра и толь­ко два кон­ку­ри­рую­щих по­ку­па­те­ля; про­ме­жу­точ­ная мо­дель рын­ка ме­ж­ду мо­но­псо­ни­ей и оли­гоп­со­ни­ей; 2) си­туа­ция на бир­же­вых тор­гах, при ко­то­рой за­яв­ки по­сту­па­ют лишь от двух по­ку­па­те­лей, ко­то­рые ли­бо дер­жат со­ли­дар­но низ­кую це­ну на иден­тич­ную про­дук­цию мно­го­числ. про­дав­цов, ко­гда их ин­те­ре­сы сов­па­да­ют, ли­бо на­чи­на­ют це­но­вую кон­ку­рен­цию на по­вы­ше­ние, ес­ли их вы­го­да раз­лич­на.

Д. (в сфе­ре спро­са мо­но­по­лия толь­ко двух по­ку­па­те­лей) про­ти­во­по­лож­на си­туа­ции дуо­по­лии (в сфе­ре пред­ло­же­ния мо­но­по­лия толь­ко двух про­дав­цов), но сход­на с по­след­ней в том, что фор­маль­но не­за­ви­си­мые и кон­ку­ри­рую­щие ком­па­нии соз­на­ют свою прак­тич. взаи­мо­за­ви­си­мость. Дан­ное об­стоя­тель­ст­во пред­по­ла­га­ет схо­жие за­ко­но­мер­но­сти эко­но­мич. по­ве­де­ния на рын­ке, объ­е­ди­нён­ном удов­ле­тво­ряе­мой по­треб­но­стью. В слу­чае ес­ли од­но­му из двух по­ку­па­те­лей вре­мен­ная конъ­юнк­ту­ра рын­ка по­зво­ля­ет за­клю­чать сдел­ки по бо­лее вы­со­кой це­не, Д. мо­жет транс­фор­ми­ро­вать­ся в мо­но­псо­нию. Од­на­ко ча­ще, для сни­же­ния уров­ня кон­ку­рен­ции, по­ку­па­те­ли ищут спо­со­бы со­гла­со­ва­ния сво­их дей­ст­вий в об­лас­ти опе­ра­ци­он­но­го ме­недж­мен­та. Ито­гом, как пра­ви­ло, яв­ля­ет­ся при­об­ре­те­ние дву­мя по­ку­па­те­ля­ми фак­тич. вла­сти при мо­но­псо­нии, а ре­зуль­тат со­гла­со­ва­ния их це­лей по­до­бен соз­да­нию кар­те­ля про­дав­цов при дуо­по­лии. В слу­чае же Д. та­кой сго­вор слу­жит для ока­за­ния по­ни­жаю­ще­го воз­дей­ст­вия на це­ны про­дав­цов.

Эко­но­мич. по­ве­де­ние про­дав­цов при Д. не­из­беж­но ста­но­вит­ся бо­лее кон­ку­рент­ным по ме­ре то­го, как за­тра­ты на про­из-во про­дук­ции и са­ма то­вар­ная про­дук­ция ста­но­вят­ся всё бо­лее од­но­род­ны­ми. От­сут­ст­вие аль­тер­на­тив­ных по­ку­па­те­лей при на­ли­чии боль­шо­го чис­ла кон­ку­рен­тов в сфе­ре пред­ло­же­ния мо­жет со­хра­нять це­ны на уров­не, близ­ком к пре­дель­ным из­держ­кам вы­пус­ка, и по­ро­ж­дать ус­ло­вия для воз­ник­но­ве­ния даль­ней­ше­го рос­та спро­са, ко­то­рый, в свою оче­редь, по­ни­зит це­ну, уве­ли­чи­вая чис­тую вы­руч­ку.

Вернуться к началу