Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕМОГРАФИ́ЧЕСКАЯ ПОЛИ́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 503

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Румянцева

ДЕМОГРАФИ́ЧЕСКАЯ ПОЛИ́ТИКА (по­ли­ти­ка на­ро­до­на­се­ле­ния), це­ле­на­прав­лен­ная дея­тель­ность гос. ор­га­нов и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов в сфе­ре ре­гу­ли­ро­ва­ния про­цес­сов вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния. Д. п. при­зва­на воз­дей­ст­во­вать на фор­ми­ро­ва­ние же­ла­тель­но­го для об­ще­ст­ва ре­жи­ма вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния, со­хра­не­ния или из­ме­не­ния тен­ден­ций в об­лас­ти ди­на­ми­ки чис­лен­но­сти и струк­ту­ры на­се­ле­ния, тем­пов их из­ме­не­ния, ди­на­ми­ки ро­ж­дае­мо­сти, смерт­но­сти, здо­ро­вья, про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни, се­мей­но­го со­ста­ва, рас­се­ле­ния, внутр. и внеш­ней ми­гра­ции, ка­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик на­се­ле­ния.

Це­ли и сис­те­мы мер по ре­гу­ли­ро­ва­нию вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния оп­ре­де­ля­ют­ся гос­под­ствую­щи­ми идео­ло­гич. кон­цеп­ция­ми, осо­бен­но­стя­ми сло­жив­шей­ся со­ци­аль­ной сис­те­мы, ти­пом гос. управ­ле­ния, уров­нем эко­но­мич. раз­ви­тия и ре­сурс­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, ка­че­ст­вом жиз­ни, куль­тур­ны­ми нор­ма­ми и тра­ди­ция­ми. Кон­крет­ная де­мо­гра­фич. си­туа­ция, её тен­ден­ции и пер­спек­ти­вы обу­слов­ли­ва­ют оп­ре­де­лён­ный ха­рак­тер и це­ле­вую на­прав­лен­ность по­ли­ти­ки. Прин­ци­пи­аль­ная осо­бен­ность Д. п. – в воз­дей­ст­вии на ди­на­ми­ку де­мо­гра­фич. про­цес­сов не пря­мо, а опо­сре­до­ван­но, че­рез че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние, при­ня­тие ре­ше­ний в сфе­ре бра­ка, се­мьи, ро­ж­де­ния де­тей, че­рез сфе­ры за­ня­то­сти и т. п. Ме­ры Д. п. воз­дей­ст­ву­ют как на фор­ми­ро­ва­ние де­мо­гра­фич. по­треб­но­стей, так и на соз­да­ние ус­ло­вий для их реа­ли­за­ции. Осо­бую слож­ность Д. п. как час­ти со­ци­аль­но­го управ­ле­ния при­да­ёт не­об­хо­ди­мость учи­ты­вать и со­гла­со­вы­вать ин­те­ре­сы раз­ных уров­ней: ин­ди­ви­ду­аль­ных, се­мей­ных, груп­по­вых и об­ще­ст­вен­ных; ло­каль­ных, ре­гио­наль­ных и об­ще­го­су­дар­ст­вен­ных; эко­но­мич., со­ци­аль­но-по­ли­тич., эко­ло­гич. и эт­но­куль­тур­ных.

Гл. по­ка­за­тель эф­фек­тив­но­сти Д. п., ха­рак­те­ри­зую­щий по­зи­тив­ность про­ис­хо­дя­щих в стра­не из­ме­не­ний, – ср. про­дол­жи­тель­ность жиз­ни на­се­ле­ния. В Рос­сии макс. уров­ни ср. про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни при­шлись на се­ре­ди­ну – кон. 1960-х гг. (64,6 го­да у муж­чин в 1964–1965 и 73,54 го­да у жен­щин в 1967–1968). За­тем, вплоть до нач. 1980-х гг., ср. про­дол­жи­тель­ность жиз­ни сни­жа­лась и со­ста­ви­ла в 1983–84 62,0 го­да у муж­чин и 73,31 го­да у жен­щин. В 2000-е гг. раз­ни­ца ме­ж­ду по­ка­за­те­ля­ми ср. про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни у муж­чин и жен­щин в Рос­сии со­ста­ви­ла бо­лее 13 лет. В зап.-ев­роп. стра­нах эта раз­ни­ца ко­леб­лет­ся в пре­де­лах 7 лет. По мне­нию экс­пер­тов, в 1990-е гг. для Рос­сии бы­ло ха­рак­тер­но так­же та­кое яв­ле­ние, как «из­бы­точ­ная смерт­ность»: 32,2% смер­тей муж­чин и 23,6% смер­тей жен­щин мог­ли бы быть пре­дот­вра­ще­ны при эво­лю­ци­он­ном раз­ви­тии со­бы­тий, а не рез­ком ре­фор­ми­ро­ва­нии эко­но­ми­ки («шо­ко­вая те­ра­пия»). Сле­до­ва­тель­но, от­вет­ствен­ность за реа­ли­за­цию Д. п. воз­ла­га­ет­ся на все ор­га­ны гос. и му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния, а не толь­ко на один фор­маль­но упол­но­мо­чен­ный ор­ган (напр., Мин-во здра­во­охра­не­ния и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия РФ). Учи­ты­вая, что Рос­сия вхо­дит в не­боль­шую груп­пу стран ми­ра, где чис­лен­ность на­се­ле­ния из го­да в год умень­ша­ет­ся, ре­ше­ние на­ко­пив­ших­ся де­мо­гра­фич. про­блем воз­мож­но толь­ко в ком­плек­се, на ос­но­ве ис­поль­зо­ва­ния про­грамм­но-­це­ле­во­го под­хо­да.

Пер­вая из ев­роп. стран, столк­нув­ших­ся с де­по­пу­ля­ци­ей на­се­ле­ния и раз­ра­бо­тав­ших си­сте­му мер по её прео­до­ле­нию, – Фран­ция. Ак­тив­ная Д. п., на­прав­лен­ная на по­вы­ше­ние рож­дае­мо­сти, про­во­дит­ся во Фран­ции с нач. 1920-х гг. В свя­зи с этим до 1967 бы­ла за­пре­ще­на про­да­жа конт­ра­цеп­ти­вов, до 1975 – за­пре­ще­ны абор­ты. С 1946 во Фран­ции про­во­дит­ся т. н. про­на­та­ли­ст­ская по­ли­ти­ка, свя­зан­ная с де­неж­ны­ми поощ­ре­ния­ми рож­де­ний 1-го, 2-го и осо­бен­но 3-го ре­бён­ка.

В це­лом же в ми­ре по­ряд­ка 40% стран не за­ни­ма­ют­ся ни­ка­ким ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния (араб. стра­ны, США и др.); 38% стран про­во­дят Д. п., на­прав­лен­ную на умень­ше­ние тем­пов рос­та на­се­ле­ния (Ки­тай, а так­же бед­ней­шие раз­ви­ваю­щие­ся стра­ны); 22% стран при­ни­ма­ют ме­ры по со­хра­не­нию до­стиг­ну­тых или уве­ли­че­нию тем­пов рос­та на­се­ле­ния (ев­роп. стра­ны, Рос­сия и др.).

Це­ля­ми де­мо­гра­фич. раз­ви­тия Рос­сии на совр. эта­пе яв­ля­ют­ся ста­би­ли­за­ция чис­лен­но­сти на­се­ле­ния и фор­ми­ро­ва­ние пред­по­сы­лок к по­сле­дую­ще­му де­мо­гра­фич. рос­ту. В об­лас­ти сти­му­ли­ро­ва­ния ро­ж­дае­мо­сти и ук­ре­п­ле­ния се­мьи при­ни­ма­ют­ся ме­ры по фор­ми­ро­ва­нию сис­те­мы об­ществ. и лич­но­ст­ных цен­но­стей, ори­ен­ти­ро­ван­ных на се­мью с дву­мя и бо­лее деть­ми; соз­да­нию со­ци­аль­но-эко­но­мич. ус­ло­вий, бла­го­при­ят­ных для ро­ж­де­ния, со­дер­жа­ния и вос­пи­та­ния де­тей, вклю­чая ус­ло­вия для са­мо­реа­ли­за­ции мо­ло­дё­жи, в т. ч. по­лу­че­ние об­ще­го и проф. об­ра­зо­ва­ния, ра­бо­та с дос­той­ной за­ра­бот­ной пла­той, а так­же воз­мож­ность обес­пе­чить се­мью со­от­вет­ст­вую­щи­ми жи­лищ­ны­ми ус­ло­вия­ми. Обес­пе­че­ние ус­ло­вий для улуч­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния се­мей пред­по­ла­га­ет раз­ра­бот­ку и при­ня­тие мер по даль­ней­шей ста­би­ли­за­ции си­туа­ции на рын­ке тру­да, по­вы­ше­ние уров­ня за­ра­бот­ной пла­ты. Под­держ­ка мо­ло­дых се­мей пред­по­ла­га­ет улуч­ше­ние их жи­лищ­ных ус­ло­вий в слу­чае ро­ж­де­ния ре­бён­ка, вы­де­ле­ние без­воз­мезд­ных суб­си­дий и ис­поль­зо­ва­ние ме­ха­низ­ма льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния в за­ви­си­мо­сти от чис­ла де­тей в се­мье. В об­лас­ти ук­ре­п­ле­ния здо­ро­вья по­став­ле­на за­да­ча по за­щи­те рос. по­тре­би­тель­ско­го рын­ка от рас­про­стра­не­ния то­ва­ров, на­но­ся­щих вред здо­ро­вью на­се­ле­ния как в крат­ко­сроч­ной, так и в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве; по ук­ре­п­ле­нию здо­ро­вья де­тей и под­ро­ст­ков, улуч­ше­нию здо­ро­вья на­се­ле­ния тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, ре­про­дук­тив­но­го здо­ро­вья на­се­ле­ния пу­тём со­вер­шен­ст­во­ва­ния про­фи­лак­ти­че­ской и ле­чеб­но-ди­аг­но­стич. по­мо­щи.

Лит.: Ели­за­ров В. В. Де­мо­гра­фи­че­ская по­ли­ти­ка // Со­вре­мен­ная де­мо­гра­фия. М., 1995; Ру­мян­це­ва Е. Е. Стра­те­гия пре­одо­ле­ния бед­но­сти. Минск, 2001; она же. То­ва­ры, вред­ные для здо­ро­вья. М., 2005; Ива­но­ва А. Е. и др. Осо­бен­но­сти смерт­но­сти на­се­ле­ния Рос­сии в 1990-е го­ды и ре­зер­вы ее сни­же­ния: ди­на­ми­ка и про­гноз // Про­фи­лак­ти­ка за­бо­ле­ва­ний и ук­ре­п­ле­ние здо­ро­вья. 2002. № 3.

Вернуться к началу