ГУМАНИЗА́ЦИЯ ТРУДА́
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУМАНИЗА́ЦИЯ ТРУДА́ (HRМ, Human Resource Management), система управления трудовыми ресурсами в организации деятельности предприятия, компании, основанная на моральной заинтересованности работника в результатах своей проф. деятельности. До сер. 20 в. преобладала рационалистич. парадигма управления человеческими отношениями в произ-ве, которая была связана с необходимостью максимально использовать производств. потенциал человека (напр., система тейлоризма). Новая концепция, называемая обновленческой, индивидуалистической или ситуационной, предполагает более полное использование возможностей работника, причём не только его производительных, но в первую очередь интеллектуальных и морально-психологич. личностных качеств. Эта концепция возникла на рубеже 1950–60-х гг. благодаря идее амер. психолога Ф. Герцберга о двух группах факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека. Он основывался на теории иерархии потребностей А. Маслоу (США), теории существования, связи и роста К. Альдерфера (США) и теории приобретённых потребностей Д. Макклелланда (США).
Система Г. т. основана на принципах: безопасности – человек на рабочем месте не должен ощущать угрозу своему здоровью, материальному благосостоянию, а напротив, должен быть уверен в обеспеченности работой в будущем, в экологич. безопасности; справедливости – доход каждого работника должен соответствовать его квалификац. уровню и зависеть от его вклада в прибыль предприятия; коллегиальности, предполагающей самоуправление автономных групп, выборность руководства и коллективное демократич. решение вопросов распределения прибыли, инвестиционной политики, выбора источников финансирования и др.; инновационном – поощрение самостоятельности, инициативы и желания работника привнести в процесс трудовой деятельности элементы новизны и творчества.
В концепции управления трудовыми отношениями работник трактуется как человек, самореализующийся в процессе своей трудовой деятельности, в отличие от предшествующих подходов, рассматривающих человека, заинтересованного только в материальном поощрении (человек рассматривается не только как исполнитель, а как личность; см. Человеческий капитал, Человеческих отношений теория).
Компания рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями и устремлениями («кружки качества», «корпоративная культура»). Самой компании должно быть присуще постоянное обновление (инновационная направленность деятельности), питающееся внутр. стремлением работников к процветанию предприятия и нацеленное на приспособление к внешней конкурентной среде.