БАРАНО́ВСКИЕ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАРАНО́ВСКИЕ, рос. изобретатели и предприниматели. Дворяне. Степан (Стефан) Иванович [23.1.1817 (4.1.1818) – 17(29).10.1.1890], д. стат. сов. (1862), окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1836). С 1843 профессор кафедры рус. яз. и лит-ры Гельсингфорсского ун-та (в 1853–62 зав. кафедрой). В 1845 сконструировал автоматич. механический прибор («путемер»), позволявший производить измерение расстояний на местности, углов наклона и поворота пути, автоматически вычерчивать профиль и план пути. Создал планиметр-пантограф оригинальной конструкции (изготовлено 100 экз.). Во время инициированной им антиалкогольной кампании в Вел. кн-ве Финляндском основал Об-во умеренности (1848), был его первым председателем. В 1852 издал «Полный географический атлас современного мира» (был лучшим для своего времени атласом на рус. яз.), в 1860 – одно из первых в России руководств по сохранению здоровья («Гигиена...»). В кон. 1850-х гг. изобрёл двигатель, работавший на сжатом газе, – т. н. духовик Барановского; он был установлен на мотовозе (испытан на Николаевской ж. д. в 1862) и на подводной лодке И. Ф. Александровского (испытана в 1866). С. И. Барановский – один из инициаторов создания в С.-Петербурге приютов для женщин, выходящих из тюрем и больниц (первый – в 1862; в 1865 основал также первый ночлежный дом в С.-Петербурге). В 1864–1867 – чиновник для особых поручений при Гос. контролёре. В 1874 составил записку с географич. и экономич. обоснованием проекта постройки железной дороги через Саратов, Оренбург, Бухару, вдоль р. Амударья до устья р. Кокша. В 1881 разработал проект «летуна» – летат. аппарата со складывавшимися крыльями, оснащённого горизонтальными и вертикальными (геликоптерными) винтами. Чл. РГО (с 1846), автор комплексной характеристики Финляндии (в кн. «Живописная Россия», т. 2, ч. 1, 1882). Разработал собств. систему идеографич. языка (в кн. «Идеография. Общий язык для всех народов», 1884).
Его сын Владимир Степанович [13.9.1846, Гельсингфорс – 7(19).3.1879, С.-Петербург], в 1867–75 инженер на механич. заводе Л. Э. Нобеля; сконструировал казнозарядную винтовку (прошла успешные испытания), 6-ствольную картечницу (пулемёт) скорострельностью 600 выстрелов в минуту, в 1872–75 – первые в мире скорострельные пушки (под унитарные патроны калибра 1,5, 2 и 2,5 дюйма), а также станок для сборки унитарных патронов. В конструкции пушек впервые использовал лафет с гидравлич. тормозом и пружинным накатником, затвор с самовзводным пружинным ударником, быстродействующие подъёмный и поворотный механизмы, оптич. прицел. Пушки В. С. Барановского использовались в рус.-тур. войне 1877–78 (6-орудийная батарея конной артиллерии), приняты на вооружение флота в качестве десантного орудия (1877), а также горной артиллерии (1879). Основал (совм. с двоюродным братом П. В. Барановским) завод по произ-ву ударных трубок (взрывателей), патронных гильз и др. артиллерийского снаряжения (1877). Сконструировал водоотливную машину для работы на золотых приисках, гидропульт для тушения пожаров и др. Погиб при испытании пушки из-за разрыва снаряда в стволе. В кон. 19 – нач. 20 вв. его идеи нашли широкое применение в отеч. и зарубежной артиллерии.
Его двоюродный брат Пётр Викторович [2(14).1.1838, С.-Петербург – 30.6.(12.7).1896, там же] учился в С.-Петерб. технологич. ин-те. Управлял адм.-распорядит. частью завода, созданного совм. с В. С. Барановским (от его вдовы получил права на полное владение заводом; расширил его производство). Усовершенствовал горные и десантные орудия. Его сын Виктор Петрович [27.2.(11.3).1877, С.-Петербург – 7.3.1940, Финляндия] был совладельцем завода с 1896, в 1912 одним из учредителей Об-ва механич., гильзовых и трубочных заводов П. В. Барановского (на заводе, перешедшем в собственность Об-ва; св. 6 тыс. рабочих в марте 1917), с 1913 также директор правлений Рус.-Балтийского судостроит. и механич. акционерного об-ва, Рус. об-ва для изготовления снарядов и воен. припасов. После Окт. революции 1917 эмигрировал, жил в Финляндии.